Информационный портал Угличского муниципального района
76 лет Победы
версия для
слабовидящих
16+

Бучкин П.Д.

    Блокадник, педагог, художник -Петр Дмитриевич Бучкин (1886-1965)

    Петр Дмитриевич Бучкин (1886-1965)

    Петр Дмитриевич Бучкин родился в деревне СофроновоКашинского уезда Тверской губернии. В 1891 году с семьей переехал в город Углич. Первыми учителями Бучкина стали угличские иконописцы Яков Богомаз и Василий Клевцов. Впоследствии П.Д.Бучкин отмечал сходство системы обучения живописи и рисунку учеников у иконописцев и в мастерских художников эпохи Возрождения, а затем и в художественных академиях. Привычным явлением для угличан конца позапрошлого века было появление в городе летом приезжих художников. Бывали в Угличе - Н.К.Рерих, М.В.Нестеров, К.Ф.Юон. В нашем городе П.Д. Бучкин познакомился с молодым художником В.Н.Мешковым, впоследствии народным художником РСФСР, дружба с которым продолжалась долгие годы.

    В 1899 году после успешного окончания Угличского городского училища тринадцатилетний Петр Бучкин впервые приехал в Петербург. Подготовка, полученная в мастерской В.М.Клевцова, оказалась достаточной для поступления в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Здесь его учителями по рисунку и живописи стали А.Н.Новоскольцев, В.Е.Савинский, Н.Р.Кошелев. Пройдя общий курс, своей специальностью П,Бучкин избирает ксилографию и офорт, по классу которых преподавал известный гравер, действительный член Академии художеств В.В.Матэ. Одновременно молодой художник посещает декоративную мастерскую, руководимую директором императорских театров П.Б.Ламбиным, где изучает принципы декоративной композиции, совершенствуется в технике живописи клеевыми красками и акварелью.

    В 1904 году Бучкин поступает в Академию художеств. В 1912 году совет Академии присудил П.Д.Бучкину звание художника и заграничную командировку за дипломную работу. Берлин, Париж, Рим, Пиза, Флоренция, Милан, Турин, Верона и опять Париж – академия Коларосси – таков маршрут его заграничного путешествия. В 1914 году по возвращению из-за границы он был принят в члены Общества имени А.И.Куинджи. Петр Дмитриевич выполняет большую серию портретов – артистов петербургских театров, которые печатаются в иллюстрированных журналах «Нива», «Огонек», «Солнце России», «Аргус», «Зритель» и т.д., пишет маслом небольшие жанровые картины из крестьянской жизни, его акварели отмечаются премией им.А.И.Куинджи. Сразу после Октябрьской революции Бучкин решает послужить народу на более суровом поприще – на Балтийском флоте в качестве матроса дивизиона подводных лодок, не прекращая при этом свою работу художника. Известный советский пейзажист А.А.Рылов в своих воспоминаниях пишет: «Петр Дмитриевич Бучкин – настоящий волжский русак из крестьян, коренастый блондин невысокого роста. Отличный парень, хороший товарищ, талантливый рисовальщик. Его бойкий штрих безжалостно передает сходство. Особенно хороши его живые наброски человеческих фигур, групп и даже целой толпы».

    В 1920 году И.И.Бродский приглашает Бучкина, в числе нескольких художников, для зарисовок на Второй конгресс Коминтерна. В 1921-1930-х гг он заведует художественно-технической редакцией детского издательства «Радуга». В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде и в эвакуации в Угличе, художник продолжает работать ежедневно и целенаправленно. За его долгую творческую жизнь художником создано немало живописных полотен, многие из которых рассеяны по музеям и частным коллекциям.

    Около 130 работ художника были переданы в Угличский музей. В 1970 году на территории Алексеевского монастыря была открыта картинная галерея. 16 лет здесь демонстрировались картины Петра Дмитриевича Бучкина. Художник написал книгу «О том, что в памяти», которая рассказывает о незабываемых встречах художника с интересными людьми, об учебе в училище и в Академии, о его поездках в Углич.

    (из статьи Германа Курочкина « Петр Бучкин -- Аакадемик живописи»)