Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Образование » 2011 г. » Сентябрь » 12 » Менять законы и будущее своих детей под силу каждому

Менять законы и будущее своих детей под силу каждому

12.09.2011 // Образование

В прошлом номере мы опубликовали первую часть интервью начальника Управления образования нашего района Александра ГУДКОВА об итогах прошлого учебного года и готовности школ района к новому учебному году. В этом номере мы продолжаем тему ответами на вопросы об особенностях организации образовательного процесса в угличских школах в учебном году, уже наступившем.

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

- Александр Николаевич, почему необходимо менять действующий Закон «Об образовании», и какие изменения вносит новый проект закона?

- Менять действующий Закон «Об образовании» нужно по целому ряду причин. Все они так или иначе связаны с отсутствием законодательного закрепления значительных изменений, произошедших в системе образования и в жизни нашей страны с 1992 года, когда был принят действующий закон. Для обстоятельного ответа на вопрос о том, что конкретно изменится, потребуется не один час. Но если коротко, то основные аспекты предполагаемых нововведений следующие: изменение системы уровней образования и общих правил организации образовательного процесса; уточнение существующих форм обучения; расширение возможностей выбора образовательных ресурсов (включая использование, наряду с печатными, электронных образовательных ресурсов и сервисов) и непосредственного участия детей, их родителей, педагогов и общественности в управлении учреждениями и многое другое. Особое место в проекте закона отводится статусу педагогических работников. Сохраняя все академические и трудовые права предыдущего законодательства, закладываются меры социальной поддержки педагогов.

В практической плоскости новый проект закона предполагает довольно серьезные изменения в жизни всех участников образовательного процесса. Например, школьники и студенты смогут реально выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении, а также обучаться в дистанционном режиме в других образовательных учреждениях. Другой пример: законопроект предполагает запрет на индивидуальную платную деятельность учителей с учениками своей школы. Обязанность школы и учителей бесплатно обеспечить освоение программы в рамках государственного образовательного стандарта сохраняется. Если возникают сложности в освоении программы (по болезни или по другим причинам), то школа обязана разработать индивидуальный учебный план, который поможет ученику справиться с программой в рамках государственного стандарта бесплатно. Если в школе организованы платные услуги по программам дополнительного образования, по программам углубленного изучения тех или иных предметов сверх государственного стандарта, различного рода кружки, секции, то такая деятельность разрешается, но не как индивидуальная платная деятельность, а как деятельность, организованная руководством школы. При этом заниматься учителям индивидуальной платной деятельностью с учениками другой школы, дошкольниками, студентами и даже взрослыми людьми закон не запрещает. По каждой части проекта закона можно приводить еще много примеров.

При этом в законопроекте существует ряд спорных позиций и противоречий. Например, с одной стороны, закрепляется право на образование, а с другой - оговаривается возможность ограничения этого права, но кто и как должен принимать это решение - непонятно. Или говорится о праве граждан РФ получать образование на родном языке, но чем оно гарантируется, например, для нерусских народов, представители которых проживают в центральной части России (где нет соответствующих педагогов), непонятно. И здесь примеры можно продолжить...

- И на это можно повлиять?

- Не только можно, но и нужно. Для этого необходимо выйти на сайт http://edu. crowdexpert.ru . Регистрация на нем и выражение своего мнения по конкретным статьям потребуют некоторых хлопот, но это реальная возможность повлиять на то, что будет определять нашу жизнь на долгие годы. Поверьте, это не пустые слова. Вспомните, как совсем недавно состоялось острое публичное обсуждение по вопросу введения стандартов в старшей школе. В результате проект стандарта был направлен на доработку и сейчас меняется в лучшую сторону, исходя из наших с вами сомнений и предложений. Аналогичная ситуация сейчас складывается и с Законом «Об образовании».

ОБ «ОСНОВАХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

- Предполагается ли в этом учебном году продолжить апробацию курса «Основырели-гиозных культур и светской этики»?

- Конечно. Нынешние пятиклассники продолжат изучать этот курс в первом полугодии, а учащиеся четвертых классов начнут знакомство с основами религиозных культур и светской этики со второго полугодия. Как и в прошлом году, вместе со всей Ярославской областью. При этом подчеркну, что курс носит светский, а не религиозный характер.

- В Ярославской области более половины школьников выбрали «Основы православной культуры». А как выглядит картина в Угличе?

- Действительно, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» школьники (точнее, их родители) могли выбрать: изучать основы какой-то одной религии (православия, мусульманства, буддизма, иудаизма) или всех по чуть-чуть. В нашем районе выбор «Основ православной культуры» был гораздо более массовым (98%), чем в Ярославской области. Думаю, это говорит о зрелой позиции в отношении этого нововведения как учителей начальных классов, так и образовательных учреждений в целом. В России, где все аспекты прошлого (идеология, культура, искусство и даже экономика) неразрывно связаны с христианством, приобщение младших школьников к основам православия является гарантом сохранения сложившихся веками традиций и формирования общечеловеческих ценностей.

Это особенно важно в малых муниципальных образованиях, таких как наш район, где религиозная практика (праздники, венчание, службы в церкви и другое) занимала большую часть общественной жизни в прошлом и постепенно приобретает все большее влияние сейчас. Тем более в Угличе, где на центральной части герба изображен святой царевич Димитрий.

- Можно ли сказать, что «Основы православной культуры» успешно вошли в процесс духовно-нравственного воспитания школьников нашего района?

- И да, и нет. Безусловно, полугодовая апробация состоялась. При этом предстоит еще серьезная работа по совершенствованию методического обеспечения «Основ православной культуры», по выбору и отработке наиболее эффективных форм и методов подачи непростого мировоззренческого материала, по самообразованию педагогов. Не сомневаюсь, что высокопрофессиональному сообществу учителей нашего района это по плечу. Но нельзя сбрасывать со счетов и одну довольно серьезную проблему. Она состоит в массовой религиозной безграмотности родителей, их нередком равнодушии к этическим вопросам. Анализ анкетирования в нашем районе показал, что только каждый пятый школьник имел возможность обсудить вопросы православия после уроков с родителями. Взрослые просто затруднялись поддержать беседу со своими детьми. Если мы хотим действенного этического эффекта от изучения основ православной культуры, необходимо опираться на образованность родителей в этом вопросе. Исключительно силами школы этот вопрос не решить.

Беседу вел Николай ФОМИН
Окончание.
Число просмотров: 3485

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=8988

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий