На главную страницу uglich.ru
Информационный портал
Угличского муниципального района
www.uglich.ru
На главную страницу uglich.ru
 
ПОИСК ПО САЙТУ
   

1 Нефтино
Книга Памяти Угличского района

Госуслуги
РЖД
Мои документы
5 Наш информационный партнер - uglich-online.ru
6 Сайт Администрации городского поселения Углич
Газета Угличанин
Угличская газета

П.Д. Бучкин: «Учу тому, во что верю»

А.М. Любимов. Портрет П.Д. Бучкина. 1951 г.

А.М. Любимов. Портрет П.Д. Бучкина. 1951 г.


16 марта 2011г. // Угличская газета

К 125-летию со дня рождения художника и педагога

В выставочном зале музея представлены произведения классика русской и советской живописи, извлеченные на время из фондов. Их репродукции чуть не во всех изданиях о городе, их история в памяти горожан.

Немногим более сорока лет назад, в сентябре 1970 года, центральная газета «Правда» в числе новостей страны отметила: «Углич. Здесь открылась художественная галерея имени заслуженного деятеля искусств РСФСР Петра Дмитриевича Бучкина. 130 своих картин, этюдов, офортов и рисунков художник подарил землякам».

Галерея открылась в Алексеевском монастыре на Огневой горе - в одном из самых красивых мест города. Специально ремонтировали здание бывшей церкви, спешили к прибытию картин. Марине Тимофеевне ЖУРИЛО, сотруднице музея, выпала ответственная и счастливая часть работы - привезти дар из Питера, при этом некоторые картины, созданные в Угличе, возвращались домой. Сотрудники и друзья семьи художника готовили экспозицию, горожане ждали, приходили на экскурсии, вели детей. Потом и группы туристов, прибывавшие на автобусах, после осмотра кремля ехали сюда, шли под старыми липами, теснились в зале при входе. Здесь им открывалась большая картина - «Воззвание Козьмы Минина к русскому народу», и вот тут начиналась обычная игра «музейных сил», сквозь пестрые впечатления поездки проступали черты иного времени. Именно здесь, в монастыре, где угличане приняли некогда бой с поляками, рядом с Дивной церковью, построенной в память о погибших и в надежду живущим, историческое полотно могло сказать о многом. О Смуте в стране и в душах, о пагубном разобщении и спасительном единстве. И о другой войне, когда художник, оставив блокадный Ленинград, жил здесь - в родном городе, ставшем в его картинах образом Родины. В годы войны здесь были сделаны лучшие и главные подготовительные работы к «Воззванию».

Вообще-то Петр Бучкин родился в деревне Сафроново Тверской губернии в январе 1886 года, но детская память как первое впечатление сохранила Углич, куда почти сразу переехали его родители. Мать, вышивальщица и кружевница, незаметно вовлекла его в рисование («Я помогал матери перерисовывать узоры... Вышивались целые сцены на темы песен или сцены у колодца и плетня. Вышивались разного цвета шерстью изображения домашних птиц: петуха, индюшки, утки, курицы. Живая натура ходила во дворе»). Но не только женское рукоделие - работы плотников, игрушечников, а потом и иконописцев вели мальчика по пути «художества», на свой лад загадывали загадку превращения натуры в образ. Мастерская иконописца Клевцова стала для него первыми профессиональными «классами». Здесь подросток научился уважительному отношению к ремеслу, к умению - основе профессионального мастерства. Но было и другое. Учитель русской словесности и истории Петр Критский водил учеников по историческим местам города и окрестностей, рассказывал им о прошлом, давая новую пищу воображению.

Быть художником - стало твердым желанием мальчика. В 1899 году, в тринадцать лет («на заработанные пять рублей», как рассказывал его сын) он уехал в Петербург, с трепетом вошел и без особого труда поступил в училище технического рисования барона Штиглица. В 1904 году, еще не завершив курс училища, перешел в Высшее художественное училище при Академии художеств. Среди исканий и экспериментов, которые потрясали академические устои образования, молодой провинциал избирает, по выражению И.Е. Репина, путь «нормального ученичества». Закончив курс основ рисования и живописи, студент оказался перед выбором специализации - мастерской и руководителя («Я долго раздумывал и остановился на граверной мастерской профессора В.В. Матэ»). Филигранная безошибочная работа резцом, медленный путь от упражнений руки к свободе техники, а потом к портрету, к образу Шаляпина в разных ролях. Так и шли в творчестве мастера эти два вида искусства - живопись и графика - всегда рядом, создавая двуединую основу художественно-пластического языка его произведений.

Дипломная работа Бучкина была высоко оценена Советом Академии и принесла ему звание художника и заграничную поездку - Берлин, Париж, города Италии. Музеи и сам дух городов, их улицы, дома, краски и свет - все уходило глубоко в память, становилось невесомым бесценным капиталом мастера, но дома его ждали перемены и новые повороты судьбы.

С начала революции Бучкин служил на Балтийском флоте в дивизионе подводных лодок, после демобилизации работал в детском издательстве «Радуга», успешно и с увлечением иллюстрировал книги для маленьких читателей. В 1936-40 годах преподавал в Академии художеств («Учу только тому, во что верю сам»). Потом была война и блокада, возвращение в Углич.

Связь с городом художник поддерживал всю жизнь, студентом приезжал на каникулы, привозил друзей, заглянул ненадолго перед отъездом в Европу, тогда его вели планы и звало будущее, теперь, в блокаду, все было иначе. Кажется, это было время внутренней тишины, воспоминаний и сосредоточенности. Маленькие акварели повторяют изо дня в день вид из окна - забор, крыши, несколько деревьев. Ясно или пасмурно, снег, тень, блики. Кажется, всего четыре-пять красок. И возвращение к старому замыслу о преодолении Смуты, сначала в себе, потом вокруг. Картина, кажется, так и осталась не совсем законченной, в ней по-прежнему спорят живописец и график, все еще ищут наилучшего слияния смысла и формы.

Галереи имени Бучкина сейчас в Угличе нет, тенистая аллея на Огневой горе уже не ведет к порогу истории, давней и новой, - к краю холста, где теснота толпы и волжский простор. Да и музея в городе становится все меньше.

А художнику была отпущена долгая жизнь, человеческая - почти восемь десятилетий - и творческая. Подростком он встретил двадцатый век и захватил его большую половину. Годы, проведенные в Угличе, заложили глубинную основу его мировосприятия - единство природы и народного искусства. Мастер родился здесь.

Светлана КИСТЕНЁВА


Постоянный адрес статьи http://uglich.ru/publics/?artid=1209

Оставить свой комментарий

Ваше имя
Комментарий
Дата Период

16/03/2011 П.Д. Бучкин: «Учу тому, во что верю»

09/02/2011 Искаженная вера...

08/12/2010 Людмила ВОЛКОВА: Не могу молчать

04/11/2010 Сочетание духовного и светского



Памятные даты Углича

25 августа 1926г.  
- 91 год назад
Родился Сперанский Валентин Константинович

27 августа 1815г.  (15 августа 1815г. ст. ст.)
- 202 года назад
Посещение г. Углича архиепископом Ярославским и Ростовским Антонием

30 августа 1922г.  
- 95 лет назад
Родился Жаренов Анатолий Александрович

0 сентября 1915г.  (0  0г. ст. ст.)
- 102 года назад
Посещение г. Углича Ф.И. Шаляпиным

7 сентября 1821г.  (26 августа 1821г. ст. ст.)
- 196 лет назад
Начало благоустройства ул. Петровской



 
НОВОСТИ НАШ РАЙОН ТУРИЗМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ИНВЕСТИЦИИ ОФИЦИАЛЬНО БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ИНТЕРНЕТ-ПРИЁМНАЯ СПРАВОЧНЫЙ СТОЛ ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ
ПОИСК  
© 2003-2016 г. Администрация Угличского муниципального района
Условия использования информации
Информация о разработчика
Полезные ссылки
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Версия для печати