На главную страницу uglich.ru
Информационный портал
Угличского муниципального района
www.uglich.ru
На главную страницу uglich.ru
 
ПОИСК ПО САЙТУ
   

1 Нефтино
Книга Памяти Угличского района

Госуслуги
РЖД
Мои документы
5 Наш информационный партнер - uglich-online.ru
6 Сайт Администрации городского поселения Углич
Газета Угличанин
Угличская газета

П.Д. Бучкин: «Учу тому, во что верю»

А.М. Любимов. Портрет П.Д. Бучкина. 1951 г.

А.М. Любимов. Портрет П.Д. Бучкина. 1951 г.


16 марта 2011г. // Угличская газета

К 125-летию со дня рождения художника и педагога

В выставочном зале музея представлены произведения классика русской и советской живописи, извлеченные на время из фондов. Их репродукции чуть не во всех изданиях о городе, их история в памяти горожан.

Немногим более сорока лет назад, в сентябре 1970 года, центральная газета «Правда» в числе новостей страны отметила: «Углич. Здесь открылась художественная галерея имени заслуженного деятеля искусств РСФСР Петра Дмитриевича Бучкина. 130 своих картин, этюдов, офортов и рисунков художник подарил землякам».

Галерея открылась в Алексеевском монастыре на Огневой горе - в одном из самых красивых мест города. Специально ремонтировали здание бывшей церкви, спешили к прибытию картин. Марине Тимофеевне ЖУРИЛО, сотруднице музея, выпала ответственная и счастливая часть работы - привезти дар из Питера, при этом некоторые картины, созданные в Угличе, возвращались домой. Сотрудники и друзья семьи художника готовили экспозицию, горожане ждали, приходили на экскурсии, вели детей. Потом и группы туристов, прибывавшие на автобусах, после осмотра кремля ехали сюда, шли под старыми липами, теснились в зале при входе. Здесь им открывалась большая картина - «Воззвание Козьмы Минина к русскому народу», и вот тут начиналась обычная игра «музейных сил», сквозь пестрые впечатления поездки проступали черты иного времени. Именно здесь, в монастыре, где угличане приняли некогда бой с поляками, рядом с Дивной церковью, построенной в память о погибших и в надежду живущим, историческое полотно могло сказать о многом. О Смуте в стране и в душах, о пагубном разобщении и спасительном единстве. И о другой войне, когда художник, оставив блокадный Ленинград, жил здесь - в родном городе, ставшем в его картинах образом Родины. В годы войны здесь были сделаны лучшие и главные подготовительные работы к «Воззванию».

Вообще-то Петр Бучкин родился в деревне Сафроново Тверской губернии в январе 1886 года, но детская память как первое впечатление сохранила Углич, куда почти сразу переехали его родители. Мать, вышивальщица и кружевница, незаметно вовлекла его в рисование («Я помогал матери перерисовывать узоры... Вышивались целые сцены на темы песен или сцены у колодца и плетня. Вышивались разного цвета шерстью изображения домашних птиц: петуха, индюшки, утки, курицы. Живая натура ходила во дворе»). Но не только женское рукоделие - работы плотников, игрушечников, а потом и иконописцев вели мальчика по пути «художества», на свой лад загадывали загадку превращения натуры в образ. Мастерская иконописца Клевцова стала для него первыми профессиональными «классами». Здесь подросток научился уважительному отношению к ремеслу, к умению - основе профессионального мастерства. Но было и другое. Учитель русской словесности и истории Петр Критский водил учеников по историческим местам города и окрестностей, рассказывал им о прошлом, давая новую пищу воображению.

Быть художником - стало твердым желанием мальчика. В 1899 году, в тринадцать лет («на заработанные пять рублей», как рассказывал его сын) он уехал в Петербург, с трепетом вошел и без особого труда поступил в училище технического рисования барона Штиглица. В 1904 году, еще не завершив курс училища, перешел в Высшее художественное училище при Академии художеств. Среди исканий и экспериментов, которые потрясали академические устои образования, молодой провинциал избирает, по выражению И.Е. Репина, путь «нормального ученичества». Закончив курс основ рисования и живописи, студент оказался перед выбором специализации - мастерской и руководителя («Я долго раздумывал и остановился на граверной мастерской профессора В.В. Матэ»). Филигранная безошибочная работа резцом, медленный путь от упражнений руки к свободе техники, а потом к портрету, к образу Шаляпина в разных ролях. Так и шли в творчестве мастера эти два вида искусства - живопись и графика - всегда рядом, создавая двуединую основу художественно-пластического языка его произведений.

Дипломная работа Бучкина была высоко оценена Советом Академии и принесла ему звание художника и заграничную поездку - Берлин, Париж, города Италии. Музеи и сам дух городов, их улицы, дома, краски и свет - все уходило глубоко в память, становилось невесомым бесценным капиталом мастера, но дома его ждали перемены и новые повороты судьбы.

С начала революции Бучкин служил на Балтийском флоте в дивизионе подводных лодок, после демобилизации работал в детском издательстве «Радуга», успешно и с увлечением иллюстрировал книги для маленьких читателей. В 1936-40 годах преподавал в Академии художеств («Учу только тому, во что верю сам»). Потом была война и блокада, возвращение в Углич.

Связь с городом художник поддерживал всю жизнь, студентом приезжал на каникулы, привозил друзей, заглянул ненадолго перед отъездом в Европу, тогда его вели планы и звало будущее, теперь, в блокаду, все было иначе. Кажется, это было время внутренней тишины, воспоминаний и сосредоточенности. Маленькие акварели повторяют изо дня в день вид из окна - забор, крыши, несколько деревьев. Ясно или пасмурно, снег, тень, блики. Кажется, всего четыре-пять красок. И возвращение к старому замыслу о преодолении Смуты, сначала в себе, потом вокруг. Картина, кажется, так и осталась не совсем законченной, в ней по-прежнему спорят живописец и график, все еще ищут наилучшего слияния смысла и формы.

Галереи имени Бучкина сейчас в Угличе нет, тенистая аллея на Огневой горе уже не ведет к порогу истории, давней и новой, - к краю холста, где теснота толпы и волжский простор. Да и музея в городе становится все меньше.

А художнику была отпущена долгая жизнь, человеческая - почти восемь десятилетий - и творческая. Подростком он встретил двадцатый век и захватил его большую половину. Годы, проведенные в Угличе, заложили глубинную основу его мировосприятия - единство природы и народного искусства. Мастер родился здесь.

Светлана КИСТЕНЁВА


Постоянный адрес статьи http://uglich.ru/publics/?artid=1209

Оставить свой комментарий

Ваше имя
Комментарий
Дата Период

16/03/2011 П.Д. Бучкин: «Учу тому, во что верю»

09/02/2011 Искаженная вера...

08/12/2010 Людмила ВОЛКОВА: Не могу молчать

04/11/2010 Сочетание духовного и светского



Памятные даты Углича

1 мая 1920г.  
- 97 лет назад
Основана метеостанция III разряда с одним наблюдателем

5 мая 1816г.  (23 апреля 1816г. ст. ст.)
- 201 год назад
Награждение угличских купцов бронзовыми медалями за пожертвования в 1812 году

8 мая 1837г.  (26 апреля 1837г. ст. ст.)
- 180 лет назад
Углич посетил Александр Николаевич Романов

10 мая 1998г.  
- 19 лет назад
Умер Богородский Василий Никандрович

12 мая 1826г.  (30 апреля 1826г. ст. ст.)
- 191 год назад
Угличский купец Г.А. Кожевников оплатил крупную казенную недоимку за неимущих посадских города Углича.



 
НОВОСТИ НАШ РАЙОН ТУРИЗМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ИНВЕСТИЦИИ ОФИЦИАЛЬНО МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СПРАВОЧНЫЙ СТОЛ Электронная запись в УСПИТ
ПОИСК  
© 2003-2016 г. Администрация Угличского муниципального района
Условия использования информации
Информация о разработчика
Полезные ссылки
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Версия для печати