Музей веры и труда - памятник российской деревне
01.07.2010 // Туризм
Сельский туризм, еще десяток лет назад делавший робкие шаги в своем развитии, сегодня оказался очень даже востребован не только жителями больших городов, но и малых, как наш Углич. Недаром мышкинское село Мартыново известно нынче во всей России как столица кацкарей, которую сегодня посещает довольно много туристов. Едут сюда и взрослые, и дети, чтобы послушать тот необычный говор, что существовал в данной местности, познакомиться с укладом жизни кацкарей, попробовать их еды. И слава Богу, что есть такие энтузиасты, как Сергей ТЕМНЯТКИН и его команда единомышленников, которые сохранили память о живших по берегам речки Кадки людей и не дали ей кануть в Лету.
МЫШКИНСКОЕ ЗАВОЛЖЬЕ
Недавно на туристической карте Мышкинского района появился еще один интересный объект, и даже не один, а четыре, которые объединил проект «Мышкинское Заволжье», представляющий экологический и сельский туризм.
Что же нового в этом проекте?
- Во-первых, качественная особенность уже в том, что предложен турпроект нового направления - экологического, - сказал, отвечая на вопрос, общественный директор Мышкинского народного музея, советник главы муниципального района по культурным вопросам, один из организаторов данного проекта Владимир ГРЕЧУХИН. - Второй важный момент - то, что предлагается для внедрения в большой туризм не один объект и не один населенный пункт, а целых четыре. И третье - это определенная комплексность проекта, где экологическая тема обогащена элементами духовности, этнографии. Ведь Охотинское поселение - это значительная территория, которая всегда выделялась среди других мест района как красотой ландшафта, так и отличиями в истории и быте.
И Владимир Александрович, хорошо знающий историю своего края, рассказал о том, что некогда здесь было древнее, самое долговечное на Руси удельное княжество - Юхотское - со своей собственной княжеской династией. Мышкинское Заволжье всегда удивляло выразительностью северных ландшафтов, своеобразностью быта раскольников-старообрядцев, редкими лесными промыслами, высококультурными затеями, уникальным святым Кассианом Учемским и его прелестным монастырем. Здесь всегда было все своим, собственным, неповторимым и особенным.
Таковым оно остается и сегодня. Недаром Охотинское сельское поселение, по землям которого проходит новый тур «Мышкинское Заволжье», единственное, пожалуй, в России, а в Ярославской области уж точно, имеет стопроцентный бюджет, который наполняется за счет находящихся здесь домов и баз отдыха, ресторанно-гостиничного комплекса.
Тем не менее, глава поселения Наталья ГУСЕВА желает продолжить работу в этом направлении и, кроме рекреации, открыть еще туризм. Он, может быть, не столько пополнит бюджет поселения, сколько даст людям работу.
ПЛУГ В СТОРОНУ, ПАНСИОНАТЫ ПРОКОРМЯТ
Ну, а население в целом пристроилось к новым условиям жизни. Многие женщины работают в пансионатах, домах отдыха, так как нашли хорошо оплачиваемые рабочие места. А мужчины нанимаются на строительные работы - баню срубить, спальный корпус или административный построить. Так что у населения образовалась новая занятость. А сельскохозяйственный труд сократился весьма и весьма. Прежде в этих местах было два крепких колхоза - «Дружба» и «Первое Мая», на полях которых колосился хлеб, а на пастбищах нагуливали мясо и молоко коровы. Сегодня эти земли разошлись по паям. Колхоз «Первое Мая» приказал долго жить, развалившись, а «Дружба» пока еще держится. Правда, в лице одного человека - председателя этого хозяйства, мужественного героя советских времен Анатолия ЛОЗАНОВА, который не отдает никому колхозную печать и даже отсудил в судах у московских инвесторов, скупающих земли, право иметь печать и некоторые небольшие сельскохозяйственные объекты. Но вот бюджет у его хозяйства нулевой.
Вообще-то Анатолий Александрович - интересный человек. Строитель по образованию, он оказался очень умелым организатором, опытным хозяйственником и поднял «Дружбу» до большой высоты. Колхоз, несмотря на песчаные почвы, получал неплохие урожаи льна, картофеля. Был построен жилой поселок и до каждой деревни были доведены асфальтированные дороги. В колхозе был собственный радиоузел, и председатель по радио давал колхозникам наряды на работу. Кстати, эту разнарядку, записанную на диктофон, можно услышать и сегодня, побывав в учемском Музее веры и труда. Но обо всем по порядку.
ЛЕГЕНДЫ ЮХОТСКОГО КРАЯ
Что же за объекты входят в проект «Мышкинское Заволжье»?
В первую очередь само село Охотино (административная столица поселения), где удивительные по своей красоте места, будет встречать гостей «камнем желаний», «деревом жизни», «Пастушковой церковью» и иными живыми легендами этих мест. Вот одна из них. Маленькому пастушку, утомившемуся от беготни за стадом и сомлевшему от жары, явилась во сне Матерь Божья, которая сказала, что счастье его в большом городе. Так оно впоследствии и оказалось. В Питере, куда его отправила мать, тот пастушок стал пивным королем и городским головой Петербурга, лично знакомого с императрицей Екатериной Второй. За это Александр Петрович Березин, тот самый пастушок, и построил церковь на том месте, где ему приснился вещий сон, во славу Матери Божьей.
Второй объект - село Кос-тюрино, что стоит на берегу Юхоти. Здесь находится храм святого Климента, построен в XVIII веке всем миром в честь древнего святого, мощи которого попали к нам на Русь при князе Владимире. Интересен храм уже тем, что не имеет привычных нашему глазу глав. В селе туристам также будет представлена игровая программа.
В деревне Кирьяново всех путешествующих ожидает встреча со страной «Пионерия». Здесь в средней школе до сих пор еще жива пионерская дружина, а на территории школы собраны статуи пионеров и пионерок с горнами, отдающих салют. Имеется при школе свой краеведческий музей, где среди экспонатов находятся книги, изданные в позапрошлом веке.
ВЕРА И ТРУД ВСЕ ГОРЕСТИ ПЕРЕТРУТ
И, наконец, последний, четвертый объект - древнее монастырское село Учма с деревянным храмом и удивительным Музеем веры и труда, который способен удивить всех тех, кто пожелает прикоснуться к истории древнего святого места.
Этот храм во имя святой Анастасии Узорешительницы и святого преподобного Кас-сиана Учемского построен местными плотниками. Идея его создания принадлежит итальянскому художнику с российскими корнями Петру ЧАХОТИНУ. Настоятель этого храма - игумен Алипий, его силами и с божьей помощью храм живет и расширяется. Особо почитаемыми прихожанами в храме являются древняя икона святого Кассиана и крест.
В Учме любит бывать владыка Ярославский и Ростовский Кирилл, который несколько раз проводил здесь праздничные службы. И тогда по-над Волгой плыл колокольный перезвон, который устраивал отец Алипий.
Вторая достопримечательность села - этнографический музей. С территории музея, огороженного традиционным северным заплотом (деревянной оградой с козырьком), хорошо просматриваются расположенные на полуострове часовня и поклонный крест, установленные в начале девяностых годов на месте стоявшего некогда здесь Успенского монастыря.
Этот монастырь возник в XV веке благодаря святому преподобному Кассиану Греку (Угличскому).
Преподобный Кассиан, в миру князь Константин, из рода византийских императоров Комнинов. В Россию прибыл в свите невесты великого князя Ивана III, Софии Палео-лог. Отказавшись остаться при дворе, в 1473 году удалился в Ферапонтов монастырь, где был пострижен в монахи под именем Кассиан. В Ферапонтове монастыре он познакомился с такими известными людьми того времени, как философы Нил Сорский, Спиридон Киевский, Дионисий и будущий ростовский митрополит Иоасаф. Там же он вновь обратился к своему давнему увлечению написания книги. В 1477 году Кассиан с несколькими монахами покидает Ферапонтов монастырь.
После встречи с угличским князем Андреем Большим Кассиан начинает строительство монастыря на реке Учме, в 20-ти километрах севернее Углича. В 1479 году Андрей Васильевич выделяет средства на создание новой, каменной церкви Успения Богоматери и наделяет монастырь землями: владения его распространялись до села Золоторучья, то есть практически до Углича.
После 1491 года, когда не стало поддержки со стороны угличского князя, монастырь пришел в упадок. Сам же Кассиан умер 4 октября 1504 года. Святые мощи его были погребены в том же монастыре.
В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609-1611 годах.
В XVIII и XIX вв. на полуострове, где находился когда-то Кассианов Учемский монастырь, были построены две каменные церкви - Успения Богоматери (где находилась могила святого Кассиана) и Рождества Иоанна Предтечи - и колокольня.
Вконце 1930-хгодовмонас-тырь был взорван. Сейчас лишь часовня да крест напоминают об одном из утерянных центров средневековой культуры. Да экспозиция в местном Музее веры и труда.
ПАМЯТНИК РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ
«Почему у музея такое название?» - спросите вы. Скорее всего, потому, что само село Учма с его уникальной историей, начиная с XV века и по наши дни, сочетается с типичностью русской деревни. То есть люди, которые жили и работали здесь во все века, никогда не думали ни об истории, ни о политике. Они верили в Бога и трудились, были обычными людьми.
- У нас была задумка сделать памятник деревне, не только Учме, а вообще, так как крестьянство, по сути, уже ушло в историю. И надо успеть увековечить хотя бы то, что осталось, - рассказывает один из организаторов нового музея Елена НАУМОВА. - И наша экспозиция называется «говорящие фотографии и вещи, хранящие тепло». Это не краеведческий музей, так как само слово «краеведческий» уже подразумевает привязку к конкретному месту. А мы решили на примереУчмы показать, как это все жило, чтобы люди прочувствовали, что это было и ушло.
На территории музея стоят часовня, два амбара постройки XIX века, перевезенные сюда из разных охотинских деревень, маленькие амбарчики и банька. Сохранил эти раритеты местный плотник и краевед Василий НАУМОВ. Где один, где с помощью таких же плотников, как сам, он разобрал, перевез и собрал все эти строения в одном месте. Теперь в одном амбаре расположилась экспозиция, посвященная учемскому святому - преподобному Кассиану Греку (Угличскому), где есть экспонаты с затопленной церкви Иоанна Предтечи - кованая решетка, деревянный крест, обитый железом. Во втором амбаре собраны вещи из деревенского быта. С помощью перегородок здесь воссозданы интерьеры то горницы, то светелки, то мастерской деревенского плотника. И все это гармонично сочетается с черно-белыми фотографиями ушедших под воду храмов, живущих в охотинских деревнях людей и аудиозаписью разговоров местных жителей, песнопения в храме.
Придумала подобное Елена Наумова, физик по образованию, дизайнер по призванию.
- Я как-то купила диктофон, стала на него что-то записывать и поняла, что это будет потрясающий материал для экспозиции, - рассказывает Елена Анатольевна. - Потому-то в нашем музее так много фотографий, чтобы люди смотрели на эти лица, слушали разговоры и могли лучше представить деревенскую жизнь.
Елена Анатольевна с мужем Василием Гурьевичем, искусным плотником и местным краеведом, зачисленным в штат филиала Мышкинского музея, прекрасно дополняют друг друга. Он по дереву специалист, а она прекрасно владеет компьютерной техникой, цифровой фотографией, а главное, имеет художественный вкус.
- Создался великолепный тандем - замечательный мастер по дереву и талантливый дизайнер, - заметил по этому поводу Владимир Гречухин.
И с ним здесь не поспоришь.
Приезжайте в Учму, побывайте в храме, осмотрите музей и обязательно вслушайтесь в голоса людей, многих из которых вы увидите на фотографиях. Это памятник деревне-труженице и крестьянам, в ней проживавшим.
Николай МОРОЗНИКОВ. Фото автора.
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=6824