Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Туризм » 2010 г. » Июль » 1 » Музей веры и труда - памятник российской деревне

Музей веры и труда - памятник российской деревне

01.07.2010 // Туризм

Сельский туризм, еще десяток лет назад делавший робкие шаги в своем развитии, се­годня оказался очень даже востребован не только жите­лями больших городов, но и малых, как наш Углич. Недаром мышкинское село Мартыново известно нынче во всей России как столица кацкарей, которую сегодня посещает довольно много туристов. Едут сюда и взрослые, и дети, чтобы пос­лушать тот необычный говор, что существовал в данной местности, познакомиться с укладом жизни кацкарей, поп­робовать их еды. И слава Богу, что есть такие энтузиасты, как Сергей ТЕМНЯТКИН и его команда единомышленников, которые сохранили память о живших по берегам речки Кад­ки людей и не дали ей кануть в Лету.

МЫШКИНСКОЕ ЗАВОЛЖЬЕ

Недавно на туристической карте Мышкинского района появился еще один интерес­ный объект, и даже не один, а четыре, которые объединил проект «Мышкинское Завол­жье», представляющий эколо­гический и сельский туризм.

Что же нового в этом про­екте?

- Во-первых, качественная особенность уже в том, что предложен турпроект нового направления - экологическо­го, - сказал, отвечая на вопрос, общественный директор Мыш­кинского народного музея, со­ветник главы муниципального района по культурным вопро­сам, один из организаторов данного проекта Владимир ГРЕЧУХИН. - Второй важный момент - то, что предлагается для внедрения в большой ту­ризм не один объект и не один населенный пункт, а целых четыре. И третье - это опреде­ленная комплексность проекта, где экологическая тема обога­щена элементами духовности, этнографии. Ведь Охотинское поселение - это значительная территория, которая всегда выделялась среди других мест района как красотой ландшаф­та, так и отличиями в истории и быте.

И Владимир Александро­вич, хорошо знающий исто­рию своего края, рассказал о том, что некогда здесь было древнее, самое долговечное на Руси удельное княжество - Юхотское - со своей собс­твенной княжеской династией. Мышкинское Заволжье всегда удивляло выразительностью северных ландшафтов, свое­образностью быта расколь­ников-старообрядцев, ред­кими лесными промыслами, высококультурными затеями, уникальным святым Кассианом Учемским и его прелестным монастырем. Здесь всегда было все своим, собственным, не­повторимым и особенным.

Таковым оно остается и сегодня. Недаром Охотинское сельское поселение, по землям которого проходит новый тур «Мышкинское Заволжье», единственное, пожалуй, в Рос­сии, а в Ярославской области уж точно, имеет стопроцентный бюджет, который наполняется за счет находящихся здесь до­мов и баз отдыха, ресторанно-гостиничного комплекса.

Тем не менее, глава посе­ления Наталья ГУСЕВА желает продолжить работу в этом на­правлении и, кроме рекреации, открыть еще туризм. Он, может быть, не столько пополнит бюджет поселения, сколько даст людям работу.

ПЛУГ В СТОРОНУ, ПАНСИОНАТЫ ПРОКОРМЯТ

Ну, а население в целом пристроилось к новым усло­виям жизни. Многие женщины работают в пансионатах, домах отдыха, так как нашли хорошо оплачиваемые рабочие места. А мужчины нанимаются на строительные работы - баню срубить, спальный корпус или административный постро­ить. Так что у населения об­разовалась новая занятость. А сельскохозяйственный труд сократился весьма и весьма. Прежде в этих местах было два крепких колхоза - «Друж­ба» и «Первое Мая», на полях которых колосился хлеб, а на пастбищах нагуливали мясо и молоко коровы. Сегодня эти земли разошлись по паям. Колхоз «Первое Мая» приказал долго жить, развалившись, а «Дружба» пока еще держится. Правда, в лице одного чело­века - председателя этого хо­зяйства, мужественного героя советских времен Анатолия ЛОЗАНОВА, который не отдает никому колхозную печать и даже отсудил в судах у москов­ских инвесторов, скупающих земли, право иметь печать и некоторые небольшие сель­скохозяйственные объекты. Но вот бюджет у его хозяйства нулевой.

Вообще-то Анатолий Алек­сандрович - интересный че­ловек. Строитель по образо­ванию, он оказался очень уме­лым организатором, опытным хозяйственником и поднял «Дружбу» до большой высоты. Колхоз, несмотря на песча­ные почвы, получал неплохие урожаи льна, картофеля. Был построен жилой поселок и до каждой деревни были доведе­ны асфальтированные дороги. В колхозе был собственный радиоузел, и председатель по радио давал колхозникам на­ряды на работу. Кстати, эту разнарядку, записанную на диктофон, можно услышать и сегодня, побывав в учемском Музее веры и труда. Но обо всем по порядку.

ЛЕГЕНДЫ ЮХОТСКОГО КРАЯ

Что же за объекты входят в проект «Мышкинское Завол­жье»?

В первую очередь само село Охотино (административная столица поселения), где уди­вительные по своей красоте места, будет встречать гостей «камнем желаний», «деревом жизни», «Пастушковой цер­ковью» и иными живыми ле­гендами этих мест. Вот одна из них. Маленькому пастушку, утомившемуся от беготни за стадом и сомлевшему от жары, явилась во сне Матерь Божья, которая сказала, что счастье его в большом городе. Так оно впоследствии и оказалось. В Питере, куда его отправила мать, тот пастушок стал пив­ным королем и городским головой Петербурга, лично знакомого с императрицей Екатериной Второй. За это Александр Петрович Березин, тот самый пастушок, и по­строил церковь на том месте, где ему приснился вещий сон, во славу Матери Божьей.

Второй объект - село Кос-тюрино, что стоит на берегу Юхоти. Здесь находится храм святого Климента, построен в XVIII веке всем миром в честь древнего святого, мощи кото­рого попали к нам на Русь при князе Владимире. Интересен храм уже тем, что не имеет привычных нашему глазу глав. В селе туристам также будет представлена игровая про­грамма.

В деревне Кирьяново всех путешествующих ожидает встреча со страной «Пионе­рия». Здесь в средней школе до сих пор еще жива пионерская дружина, а на территории шко­лы собраны статуи пионеров и пионерок с горнами, отдаю­щих салют. Имеется при школе свой краеведческий музей, где среди экспонатов находятся книги, изданные в позапрош­лом веке.

ВЕРА И ТРУД ВСЕ ГОРЕСТИ ПЕРЕТРУТ

И, наконец, последний, четвертый объект - древнее монастырское село Учма с деревянным храмом и удиви­тельным Музеем веры и труда, который способен удивить всех тех, кто пожелает при­коснуться к истории древнего святого места.

Этот храм во имя святой Анастасии Узорешительницы и святого преподобного Кас-сиана Учемского построен местными плотниками. Идея его создания принадлежит итальянскому художнику с российскими корнями Петру ЧАХОТИНУ. Настоятель этого храма - игумен Алипий, его си­лами и с божьей помощью храм живет и расширяется. Особо почитаемыми прихожанами в храме являются древняя икона святого Кассиана и крест.

В Учме любит бывать влады­ка Ярославский и Ростовский Кирилл, который несколько раз проводил здесь празднич­ные службы. И тогда по-над Волгой плыл колокольный перезвон, который устраивал отец Алипий.

Вторая достопримечатель­ность села - этнографический музей. С территории музея, ого­роженного традиционным се­верным заплотом (деревянной оградой с козырьком), хорошо просматриваются расположен­ные на полуострове часовня и поклонный крест, установлен­ные в начале девяностых годов на месте стоявшего некогда здесь Успенского монастыря.

Этот монастырь возник в XV веке благодаря святому преподобному Кассиану Греку (Угличскому).

Преподобный Кассиан, в миру князь Константин, из рода византийских императо­ров Комнинов. В Россию при­был в свите невесты великого князя Ивана III, Софии Палео-лог. Отказавшись остаться при дворе, в 1473 году удалился в Ферапонтов монастырь, где был пострижен в монахи под именем Кассиан. В Ферапонто­ве монастыре он познакомился с такими известными людьми того времени, как философы Нил Сорский, Спиридон Киев­ский, Дионисий и будущий рос­товский митрополит Иоасаф. Там же он вновь обратился к своему давнему увлечению на­писания книги. В 1477 году Кассиан с несколькими мона­хами покидает Ферапонтов монастырь.

После встречи с угличским князем Андреем Большим Кас­сиан начинает строительство монастыря на реке Учме, в 20-ти километрах севернее Углича. В 1479 году Андрей Васильевич выделяет средства на создание новой, каменной церкви Ус­пения Богоматери и наделяет монастырь землями: владения его распространялись до села Золоторучья, то есть практичес­ки до Углича.

После 1491 года, когда не стало поддержки со стороны угличского князя, монастырь пришел в упадок. Сам же Кас­сиан умер 4 октября 1504 года. Святые мощи его были погребе­ны в том же монастыре.

В Угличской летописи запи­сано много чудес, происшед­ших по молитвам преподобно­го, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609-1611 годах.

В XVIII и XIX вв. на полу­острове, где находился когда-то Кассианов Учемский мо­настырь, были построены две каменные церкви - Успения Богоматери (где находилась могила святого Кассиана) и Рождества Иоанна Предтечи - и колокольня.

Вконце 1930-хгодовмонас-тырь был взорван. Сейчас лишь часовня да крест напоминают об одном из утерянных цент­ров средневековой культуры. Да экспозиция в местном Музее веры и труда.

ПАМЯТНИК РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ

«Почему у музея такое на­звание?» - спросите вы. Скорее всего, потому, что само село Учма с его уникальной истори­ей, начиная с XV века и по наши дни, сочетается с типичностью русской деревни. То есть люди, которые жили и работали здесь во все века, никогда не думали ни об истории, ни о политике. Они верили в Бога и трудились, были обычными людьми.

- У нас была задумка сделать памятник деревне, не только Учме, а вообще, так как крес­тьянство, по сути, уже ушло в историю. И надо успеть уве­ковечить хотя бы то, что оста­лось, - рассказывает один из организаторов нового музея Елена НАУМОВА. - И наша экс­позиция называется «говорящие фотографии и вещи, хранящие тепло». Это не краеведческий музей, так как само слово «кра­еведческий» уже подразумевает привязку к конкретному месту. А мы решили на примереУчмы по­казать, как это все жило, чтобы люди прочувствовали, что это было и ушло.

На территории музея стоят часовня, два амбара постройки XIX века, перевезенные сюда из разных охотинских дере­вень, маленькие амбарчики и банька. Сохранил эти раритеты местный плотник и краевед Ва­силий НАУМОВ. Где один, где с помощью таких же плотников, как сам, он разобрал, перевез и собрал все эти строения в одном месте. Теперь в одном амбаре расположилась экспозиция, посвященная учемскому свято­му - преподобному Кассиану Греку (Угличскому), где есть экспонаты с затопленной цер­кви Иоанна Предтечи - кованая решетка, деревянный крест, оби­тый железом. Во втором амбаре собраны вещи из деревенского быта. С помощью перегородок здесь воссозданы интерьеры то горницы, то светелки, то мастер­ской деревенского плотника. И все это гармонично сочетается с черно-белыми фотографиями ушедших под воду храмов, живу­щих в охотинских деревнях лю­дей и аудиозаписью разговоров местных жителей, песнопения в храме.

Придумала подобное Елена Наумова, физик по образова­нию, дизайнер по призванию.

- Я как-то купила диктофон, стала на него что-то записывать и поняла, что это будет потряса­ющий материал для экспозиции, - рассказывает Елена Анатольев­на. - Потому-то в нашем музее так много фотографий, чтобы люди смотрели на эти лица, слушали разговоры и могли лучше представить деревенскую жизнь.

Елена Анатольевна с мужем Василием Гурьевичем, искус­ным плотником и местным краеведом, зачисленным в штат филиала Мышкинского музея, прекрасно дополняют друг дру­га. Он по дереву специалист, а она прекрасно владеет компью­терной техникой, цифровой фотографией, а главное, имеет художественный вкус.

- Создался великолепный тандем - замечательный мастер по дереву и талантливый дизай­нер, - заметил по этому поводу Владимир Гречухин.

И с ним здесь не поспоришь.

Приезжайте в Учму, побы­вайте в храме, осмотрите музей и обязательно вслушайтесь в го­лоса людей, многих из которых вы увидите на фотографиях. Это памятник деревне-труженице и крестьянам, в ней проживав­шим.

Николай МОРОЗНИКОВ. Фото автора.

Число просмотров: 5687

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=6824

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий