Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Социум » 2008 г. » Апрель » 28 » 22 года со дня Чернобыльской катастрофы

22 года со дня Чернобыльской катастрофы

28.04.2008 // Социум

Среди ликвидаторов аварии были и угличане

26 апреля 1986 года взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время Украинской ССР). Атомный реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60% радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. В устранении последствий аварии принимали участие люди со всего Советского Союза. Были среди ликвидаторов и угличане.

– Об этой аварии я узнал еще до майских праздников, – вспоминает Юрий Гуркин. – Но информация о катастрофе была очень скупой. Я в то время работал на часовом заводе в службе механизации и автоматизации. И уже 12 июня в 2 часа ночи мне вручили повестку из военкомата. На сборы дали один час.

В военном комиссариате Юрий Иванович узнал о том, что его направляют в Чернобыль. На сборном пункте в поселке Борисоглебском у него была возможность отказаться от опасной командировки: на должность начфина было еще два кандидата, а у Юрия Ивановича уже на тот момент был гастрит, но прикрываться болезнью он не стал.

– 18 июня мы прибыли к месту дислокации у села Карагод, в 10 километрах от Чернобыля и в 17 километрах от самой станции (кстати, в самом Чернобыле я несколько раз бывал, да и через Припять мы проезжали). Поначалу нам выдали дозиметры 50-х годов, но они были совершенно бесполезными (у кого-то они зашкаливали, а у кого-то показывали нулевую радиацию), потом мы получили специальные накопители, позже выяснилось, что и они оказались скорее бутафорскими, чем настоящими.

Часть Юрия Гуркина занималась строительством дамб на реке Припять, чтобы зараженная вода не распространяла радиацию. В зараженной зоне Юрий Иванович находился до 9 октября 1986 года.

– У нас была эйфория, когда мы вернулись в Углич. Нас ведь сначала пугали, что мы останемся зимовать в зоне заражения, даже печки в палатки поставили. Да и особого страха за дальнейшую жизнь у нас не было. Мы ведь не видели ее, радиацию. Как ее испугаешься? Правда, вот что меня поразило. Основным заражающим веществом в Чернобыле был радиоактивный йод. В первые несколько дней губки наших респираторов стали багряно-красными, впоследствии мы ходили без всякой защиты. Досталось от радиации и местной природе. До сих пор не забуду, как выглядела березовая рощица недалеко от нашей палатки. Часть листвы была ярко-зеленой, а часть – кроваво-красной, видимо, так радиация прошла.

Обидно, что государство по заслугам не оценило подвиг, иного слова и не найдешь, чернобыльцев. Положенных льгот им пришлось добиваться через суды. Да и эту финансовую компенсацию с большой натяжкой можно назвать достойной платой за борьбу с невидимым, но опасным противником – радиацией.

Кирилл ИЛЬИН

Число просмотров: 5266

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=4034

Дата Период