Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Образование » 2011 г. » Июнь » 2 » Наши дети достойны лучшего

Наши дети достойны лучшего

02.06.2011 // Образование

Ровно неделю назад в школах нашего района для выпускников 9-х и 11-х классов прозвучал последний звонок, и наступила горячая пора экзаменов. Именно они станут проверкой того, чему смогли научиться вчерашние школьники. Для выпускников 11-х классов ставка особенно высока. Ведь баллы, набранные ими на ЕГЭ, напрямую повлияют на их будущее: сбудутся ли мечты о поступлении в желанный вуз, или придется довольствоваться непрестижными институтами, а то и вовсе ждать год до следующего приема. Данные федеральной и региональной статистики неумолимо свидетельствуют о том, что больше шансов у тех одиннадцатиклассников, которые получили углубленную (профильную) подготовку. С вопросами о сегодняшнем состоянии профильного обучения в Угличском районе и перспективах его развития мы обратились к начальнику Управления образования Александру ГУДКОВУ.

- Александр Николаевич, как давно введено профильное обучение в школах?

- Обучение школьников на профильном уровне с 10-го класса существует в России с 2003 года. Это означает, что выпускник 9-го класса выбирает для себя физико-математический, филологический, химико-биологический, социально-экономический или иной профиль обучения. Набор всех школьных предметов в рамках каждого профиля сохраняется, а вот количество часов на эти предметы меняется в зависимости от профиля. Например, социально-экономический профиль предполагает, что общее количество часов, отведенных на изучение обществознания, экономики и права, в три раза больше, чем на эти же предметы в рамках филологического, химико-биологического и других профилей. С другой стороны, химии и биологии на социально-экономическом профиле в три раза меньше, чем на химико-биологическом. Те, кто не решили, какой профиль для них подходит, обучаются по универсальному учебному плану - на все предметы выделяется небольшое количество часов, обучение ведется на базовом уровне подготовки. Помните, как у А.С. Пушкина, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

- То есть, универсальный учебный план изначально ставит старшеклассника в невыгодное положение?

- Конечно. Старшеклассник, обучающийся по универсальному учебному плану, как это происходит в большинстве школ нашего района, сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых, изучая все предметы на базовом (иначе говоря, на обычном) уровне, он явно имеет меньше уроков на те предметы, которые потребуются именно ему для поступления в вуз. Во-вторых, учитель всегда работает на весь класс: на тех школьников, которым именно этот предмет важен для поступления, и на тех, кому он нужен на уровне «лишь бы сдать». Поэтому возможности эффективно работать на уроке с теми, кому предмет действительно нужен, просто нет. И это не вина педагога, он ведь не может разорваться. В-третьих, отметки нужно заработать по всем предметам, и если хочется иметь аттестат с четверками и пятерками, то придется изрядно потрудиться, а значит, приложить больше усилий и на те уроки, которые нужны для поступления, и на те, которые не столь значимы. При этом, от четверти к четверти по мере приближения к ЕГЭ эти проблемы обостряются.

- Существуетмнение, что эти проблемы легко решить, если обратиться к репетитору...

- На практике так нередко и происходит. Вот только каждый час у репетитора имеет свою цену. И речь не только о деньгах, которые приходится выкладывать родителям за то, что их дети совершенно бесплатно могут получить в школе, обучаясь в профильных классах. Судите сами. Отучившись в школе и просидев дома над уроками, старшеклассник, направляющийся к репетитору, получает дополнительную физическую, интеллектуальную и психическую нагрузку. Причем, регулярно и, как правило, по нескольким предметам. После этого нечего удивляться тому, что выпускники у нас местами нервные и нередко нездоровые (сколиоз, проблемы со зрением и прочее). К тому же, репетиторство репетиторству рознь. Давайте просто посчитаем на примере самого востребованного сегодня в России и в Угличском районе ЕГЭ - обществознание. На базовом уровне (универсальный учебный план) на него отводится 2 часа, включая экономику и право. Репетиторство по этому предмету обычно составляет не более двух часов в неделю. Получаем, четыре. Как правило, это означает, что при подготовке только в классе выпускник может на ЕГЭ получить около 40 баллов из 100 возможных. Репетитор «подтянет» школьника еще на 10-15 баллов. Уже неплохо. Но если вспомнить, что рядом с таким старшеклассником ЕГЭ сдает выпускник из профильного класса, где было 3 часа обществознания, 3 часа экономики и 1 час права (которые входят в ЕГЭ по обществознанию), то совершенно очевидно, чей результат у школьника из профильного класса будет, как минимум, не хуже. Но и ученику из профильного класса не запрещается ходить к репетитору. В этом случае он «подтянется» не до 50 с небольшим баллов (они у него уже точно есть), а «наберет» за 70. Представьте, что эти два выпускника будут поступать в один в вуз на одну специальность. И кто из них поступит?

- А практика подтверждает, что выпускники профильных классов лучше сдают экзамены?

- Да. Например, ЕГЭ по обществознанию, о котором мы только что говорили. Последние два года самые высокие баллы среди угличан на этом экзамене получили Алена ЖУКОВА (2009 г.) и Руслан МЕЛЬНИКОВ (2010 г.) из средней школы № 8, где реализуется социально-экономический профиль. Такие примеры можно продолжить.

- Почему вопрос о профильном обучении сегодня становится более актуальным?

- Основных причин две. Рост конкуренции между выпускниками в процессе итоговой аттестации (каждый балл на ЕГЭ может стоить места в вузе) и устойчивое сокращение бюджетных мест при приеме в высшие учебные заведения (через два года, когда нынешние девятиклассники будут заканчивать школу, этих мест будет еще меньше).

- В каких школах нашего района реализуется профильное обучение? Насколько оно эффективно?

- Гуманитарный профиль реализуется в гимназии № 1, оборонно-спортивный - в средней № 5, социально-экономический - в средней школе № 8 и физико-математический - в физико-математическом лицее. Такое положение мы не можем назвать оптимальным. Во-первых, потому что угличские старшеклассники не имеют возможности обучаться на таких востребованных в нашем районе профилях, как химико-биологический и филологический. Во-вторых, из-за того, что ученики этих школ далеко не всегда выбирают профиль по желанию. Нередко они идут на него потому, что в их школах нет другого. В-третьих, старшеклассники остальных школ изучают предметы на базовом уровне. Это означает, что осознанно или нет они столкнутся с теми проблемами, о которых говорилось выше. А значит, приемная кампания в вузы для них может закончиться разочарованием - поступить то поступили, да не туда, куда, хотели, а туда, где хватило баллов. А то и вовсе остались ни с чем. Это неправильно. Наши дети достойны лучшего. Вместе с тем, из-за того, что в угличских школах по одному 10-му и одному 11-му классу ни одна из них не сможет организовать обучение одновременно по нескольким профилям.

- Какое решение в связи с этим вы видите?

- Не только видим, но и уже приступили к реализации. С 1 сентября этого года начнет работу Центр профильного обучения старшеклассников на базе восьмой школы. В нем будет организовано обучение по социально-экономическому, химико-биологическому и филологическому профилям. Любой выпускник 9-го класса из любой угличской школы сможет в этом году поступить на выбранный им профиль, подав заявление и аттестат. Со следующего года поступление будет производиться на конкурсной основе по результатам выпускных экзаменов за 9-й класс. Кстати, в случае необходимости после первой четверти школьники смогут изменить первоначальный выбор профиля.

- Чем объясняется выбор места для Центра профильного обучения старшеклассников?

- Прежде всего, самим местом. На сегодняшний день школа № 8 является единственной школой, которая обладает площадями для одновременного обучения нескольких старших классов без второй смены. Кроме того, она располагает двумя спортивными залами, информационно-коммуникационной базой и многим другим. Ни одна другая школа города, к сожалению, таких возможностей не имеет. Во-вторых, именно школа № 8 имеет почти десятилетний успешный опыт профильного обучения, что неоднократно отмечалось на региональном уровне. К этому стоит добавить, что каждый профиль будет укомплектован высокопрофессиональными учителями: победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национально проекта «Образование», учителями с опытом работы в высшей школе, педагогами с международными сертификатами. Большинство из них в настоящий момент работают в восьмой школе, часть учителей будет привлечена из других школ.

- Что бы вы посоветовали нынешним выпускникам 9-х классов и их родителям?

- Успешной сдачи экзаменов на первый в их жизни аттестат и осознанного выбора жизненного пути. Тем более что выбор этот довольно широкий - профессиональное учебное заведение, универсальный профиль с упомянутыми проблемами или перспективное обучение в профильных классах.

Беседу вел
Алексей БУДНИКОВ
Число просмотров: 4056

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=8443

Дата Период
01.08.2011 09:35 // местные
А в Конституции записано, что образование у нас бесплатное! Главный Закон не работает!
25.06.2011 15:42 // Еще один местный
В 2010 году самый высокий балл на ЕГЭ по обществознанию (83 балла) получил Шумов Алексей из СОШ №5.
Следующий результат (78 баллов) получили трое учащихся СОШ №5, СОШ №3 и ФМЛ.
И где здель восьмая школа???
15.06.2011 17:50 // Аноним
Не зря, даже одного класса начального обучения ненабирается..... А в других школах по 2-3 паралели.
03.06.2011 23:27 // Ольга
Трудно догадаться почему же ВОСЬМАЯ ?!?
03.06.2011 11:54 // И я местный
По другим предметам 8 школа то же не в лидерах.
Я думаю поэтому в статье и нет никаких конкретных цифр, одна болтовня. Всё упирается в деньги, что бы там не говорили. Подушевое финансирование в действии.
02.06.2011 23:42 // Местный
А это к вопросу успешного опыта профильного обучения в восьмой школе. Средние тестовые баллы по обществознанию за 2010 год (с сайта Департамента). Комментарии излишни.
Физ.-мат. лицей 67,00
Отрадновская СОШ 64,80
Улейминская СОШ 64,00
СОШ № 4 63,86
СОШ № 5 63,53
СОШ № 7 63,25
СОШ № 3 62,05
Ильинская СОШ 62,00
СОШ № 8 60,69
В(С)ОШ 58,83
Гимназия № 1 58,80
Головинская СОШ 56,00
СОШ № 6 55,50
Юрьевская СОШ 48,00
02.06.2011 22:25 // Местный
Это пиар восьмой школы?

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий