Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Образование » 2010 г. » Сентябрь » 28 » В школах появится новый предмет

В школах появится новый предмет

28.09.2010 // Образование

24 сентября на видеоконференции, которую провёл департамент образования правительства Ярославской области, прозвучала информация об указе президента РФ Дмитрия Медведева о введении в образовательных учреждениях региона нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

По этой программе в качестве эксперимента уже обучаются дети в 12 регионах страны.

В ближайшее время во всех школах области, в том числе и в Угличском районе, должны пройти собрания с тем, чтобы родители и дети определились, по какому из шести предлагаемых направлений курса будут заниматься.

Параллельно этому начнут решаться вопросы финансового, кадрового и методического оснащения нового предмета, корректировки учебных планов.

600 учителей области в октябре-ноябре пройдут обучение по 72- часовой программе на базе института развития образования. Своими знаниями затем они поделятся с коллегами.

Работа предстоит трудная. Курс сложный для понимания не только школьников, но и родителей, и учителей. Много организационных вопросов, которые придётся решать в оперативном режиме, ведь учебный год уже начался.

* * *

В соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 2010 года во всех общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 4-х классах во втором полугодии 2010-2011 учебного года должно быть организовано преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение предмета ведется по 1 из 6 самостоятельных модулей в соответствии с выбором обучающихся и их родителей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы мусульманской культуры
  3. Основы буддистской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религий
  6. Основы светской этики.

Аннотации к модулям прилагаются. Преподавание предмета должно носить исключительно светский, культурологический характер. Обращаем внимание на то, что духовно-нравственное воспитание обучающихся является первоочередной задачей Федеральных государственных образовательных стандартов поколения.

Выбор модуля осуществляется на основе письменного заявления родителей обучающихся на имя руководителя образовательного учреждения.

До 8 октября 2010 года родители обучающихся должны подать письменное заявление на имя руководителя образовательного учреждения о выборе обучающимся конкретного модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Департаментом образования Ярославской области будет орга-низована централизованная закупка учебных пособий для всех обучающихся за счет средств регионального бюджета.

После родительских собраний и выбора направления обучения должна быть организована работа по разъяснению обучающимся особенностей каждого из модулей.

Подробная информация о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и ходе его апробации в субъектах Российской Федерации размещена на сайте www.orkce.ru.

Аннотация к учебным модулям курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Харитонова Л.А.
Старший преподаватель
кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих стержень религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества. В результате изучения курса у обучаемого формируется системное представление о той духовной тради¬ции, которую он избрал в качестве пред¬мета изучения. Изучение курса направлено на развитие способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Курс изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени школы, дополняя обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», и предваряя начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Его содержание знакомит с религией как частью культуры многонационального народа России.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» является комплексным и состоит из 6 модулей:

  • «Основы православной культуры»;
  • «Основы исламской культуры»;
  • «Основы буддийской культуры»;
  • «Основы иудейской культуры»;
  • «Основы мировых религиозных культур»;
  • «Основы светской этики».

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. семья
  3. культурная традиция.

Для каждого из 6 модулей курса разработаны учебные пособия.

1. Основы православной культуры.

Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Содержание учебника открывает учащимся мир духовных и нравственных ценностей Православия, актуализирует социальный опыт ученика, расширяет и конкретизирует близкие и понятные категории: Родина, российский народ, семья, родители.

Основные содержательные линии учебника:

  • Введение в православную духовную традицию
  • Священное писание и Священное предание
  • Православие в России

Автор учебника отмечает, что задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан, основная задача изучения курса в том, чтобы привить детям навыки нравственного самоанализа, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился бы реагировать на боль своей совести, научился бы задавать вопросы совести. Различить, где добро, а где зло, хорошее и плохое, полезное и вредное помогают духовные традиции, к которым относятся ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России автор относит: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

2. Основы исламской культуры.

Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Учебник состоит из двух основных разделов. В первом детям рассказывается о сути ислама. Второй раздел учебника рассказывает об особенностях жизни мусульман в России: о праздниках, обычаях, о том, как мусульмане понимают свои моральные обязанности в исламской семье, какое отношение существует в семьях к детям и родителям.

Авторы учебника вводят ребенка в мир нравственных ценностей через анализ конкретной ситуации, народные предания и притчи, примеры истории и поступки людей. В учебнике приводятся примеры служения Отечеству. Мусульмане были в рядах защитников России в 1812 году, самоотверженно защищали Родину в войне 1941-1945 гг. Навеки вписано в историю имя Мусы Джалиля, который, оказавшись в фашистских застенках, создавал поэтические произведения, полные мужества и отваги.

Основные содержательные линии учебника:

  • введение в исламскую духовную традицию
  • качества пророка Мухаммеда
  • обязанности мусульман

3. Основы буддийской культуры.

Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Учебник в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Авторы рассматривают проблемы отношения человека к природе, ценности жизни, знакомят с памятниками буддийской культуры. Названия параграфов учебника отражают основное содержание курса: «Принцип ненасилия», «Любовь к человеку и ценность жизни», «Путь духовного совершенствования», «Буддийские святыни», «Буддийские ритуалы и обряды» и т.д.

Основные содержательные линии учебника:

  • Будда и его учение
  • Буддийский священный канон
  • Любовь к человеку и ценность жизни

4. Основы иудейской культуры.

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Учебник знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает её значение в формировании личности и поведения верующего человека.

Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие. Детям говорится о необходимости бережного отношения людей друг к другу. Разъясняется, что словесные унижения и оскорбления Талмуд ставит в один ряд с таким преступлением как убийство.

Основные содержательные линии учебника:

  • Тора - главная книга иудаизма
  • патриархи еврейского народа
  • добро и зло

В учебник включены темы:

  • Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией;
  • Еврейский календарь;
  • Еврейские праздники: их история и традиции;
  • Ценности семейной жизни в иудейской традиции;
  • Любовь и уважение к Отечеству и др.

5. Основы мировых религиозных культур.

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

В учебнике с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Общий характер курса отражен в названии и содержании параграфов: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Искусство в религиозной культуре», «История религий в России», «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Это оптимальный вариант знакомства детей с различными религиозными учениями. Учебник знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями, что содействует воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта.

Основные содержательные линии учебника:

  • Культура и религия
  • Человек в религиозных традициях мира
  • Искусство в религиозной культуре

6. Основы религиозных культур и светской этики.

Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Содержание учебника знакомит учеников с теми нормами и правилами поведения людей, которые приняты в поликонфессиональном, полиэтническом, поликультурном российском обществе. В данном курсе впервые начинается знакомство детей с основополагающим документом, определяющим нормы и правила жизни нашего общества, – Конституцией Российской Федерации. Учебник направлен на воспитание юных россиян в системе норм и правил, выработанных обществом, что отражается в названии и содержании параграфов: «Россия - наша Родина», «Культура и мораль», «Свобода и ответственность», «Моральный долг», «Справедливость». Содержание учебника иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Обучение начинается с общего для всех урока «Я гражданин России».

Основные содержательные линии учебника:

  • ценность родства и семейные ценности.
  • честь и совесть. Дворянский кодекс чести.
  • государство и мораль гражданина.
Число просмотров: 4935

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=7184

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий