Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Экономика » 2011 г. » Октябрь » 27 » Сергей ПАРФЁНОВ: Недобросовестные поставщики и подрядчики должны обходить стороной Угличский район

Сергей ПАРФЁНОВ: Недобросовестные поставщики и подрядчики должны обходить стороной Угличский район

27.10.2011 // Экономика

В последнее время в СМИ очень много дискуссий по поводу эффективности трат средств местных бюджетов на нужды муниципальных образований. Не всегда работы выполняются качественно, не всегда по оптимальным ценам. Как решаются эти проблемы в Угличском районе, нам рассказал начальник Управления экономики и прогнозирования Администрации УМР Сергей ПАРФЁНОВ.

- Сергей Алексеевич, каковы в целом задачи управления?

- Спектр задач нашего управления весьма широк. Это социально-экономическое прогнозирование, анализ исполнения планов по развитию района. В частности, сейчас мы завершаем разработку прогноза социально-экономического развития района на трехлетний период 2012-2014 годов.

Также управление занимается мониторингом инвестиционных проектов на территории района, координирует деятельность по разработке муниципальных целевых программ, осуществляет мониторинг исполнения этих программ.

Востребованной муниципальной услугой, оказываемой управлением гражданам на безвозмездной основе, является предоставление консультаций по вопросам защиты прав потребителей. Наш специалист Галина Дмитриевна РЫЖКОВА известна многим угличанам, получившим консультационную и практическую помощь в реализации своих прав. Ситуация с качеством товаров, работ и услуг на рынке остается достаточно напряженной. К сожалению, многие хозяйствующие субъекты восприняли новации федерального законодательства, направленные на поддержку предпринимательства, прежде всего Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как разрешение на бесконтрольный сбыт потребителям товаров и услуг ненадлежащего качества. Зачастую это не только приводит к финансовым издержкам потребителя, но и угрожает здоровью людей, когда, например, речь идет об испорченных продуктах питания или неквалифицированных медицинских услугах. Продолжает расти и число обращений потребителей по вопросам защиты прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А всего за 2010 год и первую половину 2011 года консультации по защите прав получили более 600 обратившихся в Управление экономики и прогнозирования.

Важнейшей функцией является организация размещения муниципального заказа. Управление экономики является уполномоченным органом, организующим процедуры размещения муниципального заказа для муниципальных заказчиков района.

- Сейчас в прессе активно обсуждается тема эффективности существующей системы муниципального заказа. В нашем районе есть какие-либо трудности в этом отношении?

- Сейчас проблема будет решаться законодательно и не на уровне муниципальной власти. Уже более года президент России подвергает критике действующую систему организации размещения государственного и муниципального заказа. Эта тема звучала еще в послании Федеральному собранию на 2011 год и в ряде последующих программных выступлений. Президент дал поручение переработать существующую систему. Исполнением поручения параллельно занимались сразу две государственные структуры

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Министерство экономического развития (МЭР). Результаты работы этих двух структур значительно разнятся. И какая из них получит преимущество, пока неясно.

В свое время именно ФАС разработала действующий 94-ый закон, в соответствии с которым осуществляется размещение госзаказа. Позиция Федеральной антимонопольной службы заключается в сохранении стабильности законодательства, то есть изменять систему размещения госзаказа следует путем дальнейших изменений в ФЗ-94. К слову, с момента принятия в 2005 году в него уже внесено 24 поправки, что, безусловно, затрудняет нашу работу.

Министерство экономического развития, напротив, предлагает полностью отменить существующий закон и принять закон о федеральной контрактной системе. Эта система должна регулировать более широкий спектр действий: обоснование и планирование закупок, собственно размещение заказа, контроль исполнения контрактов и, что самое главное и, пожалуй, самое трудное, анализ результатов использования товара, работы или услуги, приобретенных за счет бюджетных средств.

У существующей с 2006 года системы уже есть конкретные положительные результаты: на уровне всей страны создана система размещения государственного и муниципального заказа с единой методологией, она реально экономит бюджетные средства и борется с коррупцией. Однако есть и минусы: система распространяется только на стадию размещения заказа, не регламентируя стадию планирования и обоснования закупок и стадию контроля исполнения контрактов. Соответственно, данные этапы выведены из поля зрения контролирующих органов.

- Но одна из основных претензий к действующей системе - это проблема в приобретении товаров, работ и услуг высокого качества, ведь выбор победителя осуществляется по принципу наименьшей цены, а высокого качества при низкой цене не бывает...

- Считаю, что данная претензия в значительной степени надумана как не вполне профессиональными коллегами, которые не могут или не хотят использовать все возможности закона, так и людьми, которые делают подобные заявления, но о системе размещения заказа имеют лишь общее представление. А дьявол, как всегда, кроется в мелочах, которых в тексте 94-го закона великое множество.

Да, единственным критерием определения победителя при размещении заказа, а с начала текущего года основной способ размещения муниципального заказа - это открытый аукцион в электронной форме, является наибольшее снижение цены. Но действующий закон не только позволяет, а напрямую обязывает заказчика и уполномоченный орган включать в аукционную документацию множество требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам, к упаковке и к ряду других параметров поставляемого товара и товара, используемого при оказании услуг или выполнении работ. При этом недостаточно просто сформулировать требования, необходимо определить их количественно измеримые показатели.

Таким образом, если заказчик и уполномоченный орган качественно поработали и исчерпывающим образом определили и оформили состав требований, предъявляемых к необходимому товару или к материалу, используемому, например, при производстве ремонтных работ, то поставщик, предлагающий товар с более низкими (худшими) показателями, просто не должен допускаться к участию в аукционе. Ведь качество можно измерить по определенным для того или иного товара параметрам. Это непросто, требует участия квалифицированных специалистов, особенно в отношении технически сложных товаров. Данная работа занимает много времени и требует специальных знаний, навыков правильного оформления документов, ведь все требования определяются в письменной форме. Как видите, это сложнее, чем просто критиковать систему размещения заказа под девизом «Проверенный подрядчик априори сделает все качественно, к чему нам какие-то бумажки, где мы должны описывать характеристики каждого гвоздя!». Но когда мы что-то покупаем за личные средства, то выбираем товар достаточно придирчиво и вникаем во все детали. Ничуть не менее рачительный подход должен применяться и в случае, когда осуществляется покупка за счет бюджетных средств.

- Случались ли в Угличском районе факты ненадлежащего исполнения обязательств поставщиками и подрядчиками?

- К сожалению, случались. То, что я описал выше, - это идеальная модель, к которой мы стремимся и возможность реализации которой действующее законодательство предоставило относительно недавно. Эти случаи - уход отобранного по результатам аукциона подрядчика с работ по прокладке канализации в село Чурьяково по причине финансовой и организационной несостоятельности, проблемы с поставкой оборудования для КНС-2. Совсем свежий случай - недостаточные темпы капитального ремонта детской поликлиники. Недобросовестные поставщики и подрядчики есть и будут всегда, задача нашего управления совместно с заказчиками - сделать все возможное, чтобы подобные «проходимцы» обходили район стороной. Иными словами, выбрать лучшего поставщика или подрядчика на рынке в условиях жесткой регламентации наших действий нормами законодательства.

Ну, и экономить бюджетные средства! За 2010 год и первую половину 2011 года экономия в результате снижения первоначальной цены составила более 46 млн. рублей. Всего же за период с начала 2010 года по июль 2011 года объем размещения заказа составил около 238 млн. рублей, проведено 36 конкурсов, 52 аукциона, в том числе 22 аукциона в электронной форме.

- Критикуется и недостаточная ответственность чиновников, осуществляющих размещение заказа. Вы за свою работу чувствуете только моральную и дисциплинарную ответственность?

- Наверное, необходимо дополнительно прописать механизм ответственности должностных лиц заказчика на стадии исполнения уже заключенного контракта. То есть оценивать, насколько добросовестно заказчик принял товар или выполненные работы, или все ли необходимые действия предпринял, чтобы понудить «проблемного» поставщика исполнять условия контракта. Но на стадии размещения заказа ответственность должностных лиц заказчика, уполномоченного органа, членов аукционной комиссии определена исчерпывающе. И эта ответственность далеко не моральная, а административная, с серьезными штрафами, которые начинаются от 3-5 тысяч рублей за одно нарушение, а по большинству составляют 30-50 тысяч рублей. Это в среднем от двух до четырех месячных зарплат муниципальных служащих, которые занимаются данной работой.

- Если немного вернуться к теме изменения системы проведения закупок, то какой системе все-таки можно отдать предпочтение?

- В позиции ФАС привлекают последовательность и отсутствие необходимости очередной «революции» в сфере госзаказа. Внедрить очередные изменения к 94-му закону, пусть они будут даже очень существенными, проще, быстрее и дешевле как в масштабах государства, так и муниципального образования, чем все отменить и начать внедрять федеральную контрактную систему. Но у законопроекта ФАС есть очень существенный минус - они, как и многие другие субъекты законодательной инициативы в последнее время, слишком увлеклись централизацией функций. Законопроект предусматривает передачу полномочий по размещению муниципального заказа на региональный уровень для тех муниципальных образований, численность которых составляет менее 100 тысяч человек. Я считаю, что такой подход противоречит самому принципу самостоятельности органов местного самоуправления. На первый план выйдет проблема взаимодействия уровней власти, а вовсе не основные цели размещения заказа. Сомневаюсь, что из Ярославля лучше видно, какой товар купить и как отремонтировать объект в Угличском районе.

В свою очередь, законопроект о федеральной контрактной системе декларирует очень правильные, но еще более амбициозные и сложные, чем правильные, цели. Его реализация возможна только при очень мощной методологической поддержке из федерального центра.

- Что можно в целом сказать о темпах развития угличской экономики?

- Если говорить в целом, то наш район уже по итогам прошлого года вернулся к докризисным показателям. По объемам производимой продукции превышены показатели 2008 года. Здесь можно привести следующие цифры: в 2008 году, на момент начала кризиса, годовой объем валовой продукции района равнялся 2055 млн. рублей, в 2009 году был спад производства (1790 млн. рублей), но в 2010 году показатели уже равнялись 2122 млн. рублей. И за первое полугодие 2011 года объем производства составлял 1150 млн. рублей. На конец года мы ожидаем 2500 млн. рублей. В этом нам существенно помогли инвестиции в производственную сферу.

- Насколько важны для района инвестиционные программы?

- Даже в структуре тех цифр доходов, которые я только что приводил, в настоящий момент 60% составляет продукция кабельного завода «Нексанс». Это около 200 высокооплачиваемых рабочих мест и масштабные перспективы развития производства.

С другой стороны, изменившаяся система межбюджетных отношений оставляет местным бюджетам непозволительно мало налоговой базы крупных производственных предприятий. Все налоги от производства идут в федеральный (НДС) и региональный (налог на прибыль, налог на имущество организаций) бюджеты, а если и возвращаются в Углич, то лишь частично. Сейчас налоги от инвесторов, которые мы оставляем себе, - это налоги на доходы физических лиц и земельный налог. Это в разы меньше налогов, зачисляемых в вышестоящие бюджеты. Только за последние три года Угличский район благодаря зарегистрированным здесь крупным налогоплательщикам, таким как «Новинтех», привлек в региональный бюджет: в 2008 г. - 340 млн. руб., в 2009 г. - 280 млн. руб., в 2010 г. - 270 млн. рублей.

В некоторой степени даже обидно за Угличский район. Если говорить конкретно про «Нексанс», то его появление - это заслуга лично и непосредственно главы района Элеоноры Михайловны ШЕРЕМЕТЬЕВОЙ. Результат авторитета и известности как федерального политика, а Углича - как территории, где уже присутствовали крупные и известные инвесторы из других отраслей.

- Какие прогнозы можно сделать на ближайшие пару лет в отношении социально-экономического развития, увеличения или уменьшения бюджета района?

- В настоящее время совместно с коллегами из других управлений мы завершаем разработку прогноза социально-экономического развития района на период 2012-2014 годов. Материал пройдет всестороннее обсуждение на коллегии Администрации района и после получения статуса документа будет направлен депутатам в составе пакета документов, сопровождающих проект бюджета на трехлетний период. Полагаю, что читатели «Угличской газеты», пользователи портала uglich.ru получат возможность непосредственно ознакомиться с его содержанием.

Очень многое будет определяться принципами межбюджетных отношений. В послании Федеральному собранию 2011 года президент обозначил необходимость децентрализации межбюджетных отношений в пользу местных бюджетов. Надеюсь, что распределение доходов станет более справедливым. Экономический и налоговый потенциал для самостоятельного развития Угличского муниципального района достаточен.

Беседу вел
Роман ОСОКИН
Число просмотров: 3922

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=9188

Дата Период
29.10.2011 11:27 // Угличанин
Содержательная статья. Так бы каждый начальник в администрации отчитывался, пусть даже в форме диалога на страницах Угличской газеты. А то столько чиновников, что даже непонятно, чем они там занимаются. Сергей Парфенов подает пример для остальных служб города!!!

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий