Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2014 г. » Декабрь » 17 » Ярославская «Бабаня» на угличской сцене

Ярославская «Бабаня» на угличской сцене

17.12.2014 // Культура

Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова впервые представил в Угличе, во Дворце культуры, спектакль «Бабаня» по пьесе Кати Рубиной, режиссёр - Ольга Торопова.


Автор Катя Рубина -человек творческий и энергичный. Занимается и живописью, и графикой, и художественными проектами одновременно. Кроме того, Рубина - член Творческого союза художников России и член Союза литераторов России. Пишет и пьесы, и стихи, и прозу.

Сама Катя Рубина определила жанр «Бабани» как «святочную историю». Это рассказ о бабуле Ане из российской глубинки, города Спянска. Начинается все совсем невесело - у бабы Ани умерла единственная дочка, учительница местной школы. Поминки. Бабу Аню стараются поддержать подруга Шура, ставшая ей за много лет уже почти родственницей, и единственная внучка, Алка. Хотя, кто кого поддерживает, - это ещё большой вопрос... Внучка приглашает бабушку погостить у неё в Австралии. Баба Аня снимает с книжки все сбережения, чтобы подарить внучке на свадьбу, покупает себе в дорогу ярко-жёлтые бутсы («чтобы бегать по Австралии») и едет в далекие края. Но в Австралии выясняется, что никакого жениха у Алки уже нет, а работает она в больнице уборщицей. Внучке несладко, но она старается, готовится сдать экзамен на подтверждение своего медицинского диплома за границей. Баба Аня недоумевает: «На подтверждение? Да разве тут люди по-другому болеют?!» С этого момента и начинаются все невероятные приключения в дальнейшей судьбе российской бабушки.

Из-за важного экзамена Алка никак не успевает проводить бабу Аню в аэропорт. В результате баба Аня банально теряется среди австралийских просторов. Проспав свою остановку в электричке, она волею судьбы попадает в гости к простым австралийцам - Кристе и её сыну Тревору. По счастливому совпадению, мама Кристы была русской, поэтому они с бабой Аней быстро находят общий язык. Муж Кристы умер, а взрослый сын и сейчас точно ребёнок, к тому же совсем не говорит. Баба Аня сама, казалось бы, перепуганная до смерти опозданием на самолёт, тут же находит добрые слова и для Кристы, и для Тревора, которых переименовывает по-простому в «Христу и Трегора». Криста, проникнувшись сочувствием в бабе Ане, покупает ей обратный, правда транзитный, билет. А баба Аня приглашает их на Новый год к себе в Спянск - «лучший город России». По пути домой, в аэропорту Бангкока, баба Аня встречает местного трансвестита, избитого туристами. Баба Аня жалеет и его, тоже приглашает к себе, приговаривая, что «в Спянске всё бесплатно лечат!» В финале баба Аня собирает в своём доме за праздничным столом людей из разных уголков мира: соседку Шуру, бангкокского трансвестита «Пин Понга», российского эмигранта из Германии Зиновия, внучку Алку, Кристу с Тревором... Все эти разные люди оказываются близки в одном - им всем нужны теплота и любовь, которые от души дарит баба Аня. Добрые слова, сказанные бабой Аней, и дела, совершённые ею, оказываются настолько сильны, что не пропадают, а, как по волшебству, возрождаются в сердцах других людей. Доброта порождает доброту. Недаром у новогодней ёлки бабы Ани даже Тревор, молчавший много лет, вдруг впервые заговорил.

Пьеса «Бабаня» в постановке молодого режиссера Ольги Тороповой впервые была показана на семинаре «Авторская сцена» в июне 2012 года. После успешного показа на семинаре «Бабане» был дан шанс выйти на Камерную сцену театра им. Волкова. Исполнительница главной роли Бабани, заслуженная артистка Российской Федерации Татьяна Исаева, в последний раз выступала на угличской сцене несколько лет назад со знаменитым спектаклем «Ханума».

- Татьяна Ивановна, спасибо вам за великолепную игру! Расскажите, как появился спектакль?

- «Бабаню» в первый раз показывали на ярославской сцене. Проходила читка пьес молодых драматургов, и вот попалась одна пьеса, «Бабаня» Кати Рубиной. Ольга Торопова, режиссёр (она у Александра Сергеевича Кузина курс по режиссуре заканчивала) увидела меня в этой роли. Ей показалось, что можно сделать такую приятную историю. Но, конечно, если говорить про сюжет, то ничего особенного тут нет, простые дела житейские.

- Как вы сами понимаете историю? Она действительно «приятная»?

- Мне она нравится. Нравится, что здесь не только гротеск и смех, но и что-то чисто житейское, что-то родное, что свойственно мне, чего я уже давно не играла. В последнее время меня больше использовали как «мощную» актрису с голосовыми данными, с сильным характером, а здесь мне нравятся эмоциональные перепады. Но, в принципе, это всё ложится на добро. Поэтому, по-моему, всё сочетается и перевешивает все эти «пин-понги» и так далее.

- Бабаня - жизненный персонаж, такие есть среди нас?

- Да, такие встречаются, это абсолютно точно. У неё много реальных черт, которые мы видим среди окружающих каждый день.

- Был ли у героини реальный прототип, который помог вам при работе над ролью?

- Да нет. я просто уже пользовалась своим накопленным жизненным опытом. Всё же уже не девочка, многое пришлось пройти. пережить немало и радостных минут, и всяких-всяких потерь. И поэтому ассоциации сработали и позволили подключиться внутренней энергетике. Конечно, можно было этот спектакль решить и по-другому: вроде, похороны закончились и дальше сплошная гульба пошла. Но мы решили, что всё же этот человек, потеряв, помогает другим, спасает людей, вытаскивает их из беды, и в результате обретает вместо одного потерянного много других близких.

- То есть, Бабаня не тонет в собственном горе?

- Да! Я знаю, что в Ярославле спектакль смотрели, и отзывы были. однажды подошли ко мне две женщины и расплакались. Видимо, ассоциации у них такие сильные были со смертью или с несчастьем. И сказали: «Спасибо! Мы теперь поняли, как надо жить!» Даже вот такое говорили! Это самое дорогое, ради этого, наверное, и стоит играть.

- Татьяна Ивановна, речь Бабани вы сами создавали?

- Нет, это всё авторское. Кроме, пожалуй, слов из известной рекламы про пылесосы: «Обрати внимание - сделано в Германии!», которые я от себя добавила в сцене с Зиновием в аэропорту Мюнхена.

- Как вы считаете, лексика постановки не слишком грубая?

- А смотря как подать её. Во всяком случае, мата здесь нет!

- Спектакль «Бабаня» уже выезжал на гастроли?

- Нет, первый выезд - к вам. Я сорок лет играю в театре имени Волкова. В Углич, конечно, уже приезжала не раз. Особенно раньше, когда у нас много гастролей было по области, по сёлам.

- Есть у вас любимыероли среди текущего репертуара театра?

- Сейчас я не щеголяю ролями, поздно щеголять. Много молодёжи талантливой пришло. Хотя на судьбу актёрскую не жалуюсь. Грешно было бы жаловаться. В данное время на возрастные роли перешла: мамы, бабушки. Естественно, какая-то ностальгия есть по красивым ролям. Я раньше, вообще, в западной драматургии играла. И финские пьесы играла, и княжну Тараканову в «Царской охоте»...

История Бабани, простая, задушевная, слегка лубочная, как-то незаметно проникает в сердце каждого зрителя. Бабаня непосредственная и искренняя, она, не философствуя лишний раз о жизни, естественно несёт в душе идеалы православия - Любовь и Добро. И этим Бабаня бесценна. Татьяна Исаева очень органично вжилась в роль Бабани, образ получился реалистичным, объёмным, заполняющим собой все вокруг, при этом оставаясь слегка комичным и обаятельным. Но остальные персонажи (возможно, на фоне Бабани) получились плосковатыми. Многим актёрам банально не хватало энергетики. Несмотря на то, что стараться было для кого, - зал был полон. Обидно и то, что практически весь спектакль персонажи поднимали рюмки по любому поводу: поминки, встреча, праздник. Неужели, мы, как нация, хотим себя видеть именно такими - почти алкоголиками? Думается, ложное бравирование российским пьянством уже кануло в прошлое. И никого не привлекает. Это не реклама винно-водочных компаний и не повод для гордости. Немного огорчала и спекуляция постановки на «низкой» лексике. Когда актёр интонационно выделяет реплику: «А мне насрать, что у тебя там!», смотрит в зал и ждёт радостной реакции зрителей, это удручает. Либо в его арсенале нет более действенных приёмов, чтобы добиться отдачи от зала, либо он опускается до уровня кабацкого юмора. Конечно, Comedy Clab - это весело, но не нужно путать его с Государственным драматическим театром. Всему - своё место.

Не совсем продуман был и реквизит. Угличская сцена находится выше уровня зала. Поэтому стол, за которым проходила большая часть действия, оставлял для обозрения зрителей (первых десяти рядов точно) одни лишь головы актёров. Подобные детали режиссёру нужно было продумать заранее. Но Ольга Торопова на премьеру в Углич не приехала.

Но в целом спектакль «Бабаня» оставил в Угличе положительные эмоции. Угличские зрители - публика благодарная и признательная.

Роксана ЛЮБИНЕЦКАЯ

Число просмотров: 3453

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=13467

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий