Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2014 г. » Декабрь » 1 » Виолончель – инструмент любви

Виолончель – инструмент любви

01.12.2014 // Культура

В здании Богоявленского собора Угличского кремля прошёл концерт классической музыки «Феерия контрастов»

Во Дворце культуры состоялся показ документальной музыкально-поэтической картины «Баллада» режиссёра Натальи Павловой-Арбениной, а на следующий день в здании Богоявленского собора Угличского кремля прошёл концерт классической музыки «Феерия контрастов» с участием её дочери Екатерины Антокольской (виолончель) и Дмитрия Пиманова (гитара). После выступления Екатерина ответила на наши вопросы.


– Екатерина, ваша мама, Наталья Павлова-Арбенина (Рудакова), была режиссёром документального кино – героями её многочисленных фильмов становились люди искусства. Как она выбирала своих героев?

– Да, мама работала в редком для нашего времени жанре музыкального документального кино. Выбор героев её картин был естественным – мама сама была человеком искусства. Сфера её интересов, прежде всего, касалась театра, позднее – кино, а в юности она была пианисткой, закончила факультет теории музыки. То, что она начинала как музыкант, заметно и в её киноработах: монтаж всегда точно следует за логикой музыкальной фразы. Мама создавала картины о людях, интересных ей, и выбор героев был следствием её горячей увлеченности тем, как они жили в творчестве.

– Какие её фильмы особенно близки вам?

– «Баллада», «И арфы звук, что всех нежней...» – на них я выросла, а на съёмках фильма о возникновении и развитии арфы буквально жила, с этими съёмками связаны яркие эпизоды моего детства. Становясь взрослее, я открываю для себя новые грани восприятия каждой маминой картины, так что процесс познания и осмысления ее творчества продолжается и поныне.

– Вы, наверное, хотели бы, чтобы её фильмы смотрели и сейчас. Возможно ли это?

– Конечно, хочу и, уверена, это возможно. Очень важно донести до зрителя, что были такие творцы, как Альфред Шнитке, Евгений Светланов, Станислав Нейгауз, Ирина Архипова, Эмиль Гилельс и многие другие: такое пространство звука и изображения, такая уникальная эпоха, о которой, увы, сейчас говорят не столь часто. До определенного момента режиссёр, сценарист и их потомки не имели никаких прав на свои фильмы. Сейчас, насколько мне известно, произошли существенные перемены. Моя задача, мой долг – находить возможность показывать мамины фильмы как можно чаще.

– Показ фильма «Баллада» в Угличе даёт основание думать, что публика может понять авторское документальное кино?

– Безусловно. Я думаю, вещи, о которых повествует эта картина, близки каждому человеку.

– Ваша мама повлияла на то, что вы стали музыкантом?

– Да, конечно. Полагаю, она изначально видела во мне музыканта. Так и получилось – в детском возрасте я сама потянулась к роялю и другим инструментам, а затем мама прикладывала огромные усилия к организации моего учебного процесса.

– Вы играете на виолончели, не так часто девушки выбирают такой громоздкий инструмент. Почему не скрипка?

– Что вы! Девушки очень часто выбирают виолончель. Осмелюсь сказать, что в оркестрах сейчас значительно больше дам, играющих на виолончели, чем джентльменов. Я начинала на скрипке в Центральной музыкальной школе, но затем сделала выбор в пользу виолончели, чему безмерно рада! Виолончель, прежде всего, инструмент любви! Неслучайно во многих операх и балетах тему любви композиторы отдают именно ей. Голос этого инструмента максимально приближен к тембру человеческого голоса. И я очень люблю виолончель!

– Кто ваш кумир среди виолончелистов?

– У меня нет кумиров. Есть музыканты, вызывающие безмерное уважение, есть близкие по мироощущению музыканты. Но не кумиры.

– Расскажите о своём пути музыканта.

– Я родилась в Москве, закончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных, затем Московскую государственную консерваторию имени Чайковского. Солистка ГАМ-ансамбля (арт-директор и дирижёр Олег Пайбердин). Более десяти лет служу в Государственной Академической Капелле России (художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Полянский). Часто выступаю как солистка в России и за её пределами. Участвовала в фестивалях «Ars Longa» (2011), «Московская осень» (2012, 2014), «Convallaria» (Польша, 2012), «Другое пространство» (2012) и других. Член Международного союза музыкальных деятелей. Люблю исполнять разный репертуар, но особенно меня привлекает музыка, написанная нашими современниками. Очень интересно чувствовать и осмысливать то, чем живёт мир сейчас.

– Кто ваши любимые композиторы?

– Очень сложный вопрос. Обычно это тот, кого сейчас исполняю! Безусловный источник гармонии и силы для меня – Бах. Он открывает особую картину мира. Люблю Брамса, Гайдна, Губайдулину, Бриттена, Бетховена, Рахманинова, Куперена, Стравинского, Шуберта, Франка... Люблю джаз и многие другие жанры, окрыляющие и дарящие чувство свободы.

– Какой репертуар вы выбрали для концерта в Угличе?

– Мы старались сделать программу максимально разнообразной. Неслучайно выбрано и название – «Феерия контрастов». Прозвучала и музыка, написанная нашим современником Рафаэлле Беллафронте, и музыка Антонио Вивальди, Марселя Дарда, Джона Доуленда – композиторов, живших несколькими веками раньше. На мой взгляд, невероятно красивая программа! И сочетание тембров гитары и виолончели завораживает. Мой партнёр по этой программе – гитарист Дмитрий Пиманов. В содружестве с ним сделаны несколько программ, одну из которых мне хочется отметить особо: это программа старинной музыки, которая прозвучала в сентябре в усадьбе Коломенское.

– Наряду с Бахом, вы играли в Угличе и современных композиторов. Вам нравится играть не только классику?

– Мне нравится играть хорошую музыку. Самых разных жанров, стилей и содержания. И музыку Беллафронте, нашего современника, я бы тоже отнесла к классике. Она очень мелодична, тональна и написана доступным языком. Люблю играть эту сюиту – в ней много глубины, смысла, страсти, потрясений. Колоссальная амплитуда эмоций!

– Вы очень чувствительны к музыке, которую исполняете, это видно. Трудно настроиться перед концертом и выложиться на все сто?

– Выйти на сцену всегда непросто. Несмотря на большой концертный опыт, исполнителю всегда сопутствует волнение. Результат предугадать невозможно. Я не вижу смысла заниматься профессией, не выкладываясь полностью. Важно, чтобы слушатель, пришедший на концерт, ушёл в измененном эмоциональном состоянии. Я всегда стремлюсь дарить публике радость, праздник, тепло. Так хочется поделиться изумительной красотой и сильными чувствами, содержащимися в музыке!

– Какие программы вы ещё делаете в проектах с другими музыкантами?

– Самые разные. Недавно прошли два моих фестиваля: «Cello Bach», где прозвучали все сюиты для виолончели соло и все сонаты Иоганна Себастьяна Баха, моим партнёром был замечательный Павел Домбровский, и «Mehr licht!» – все камерные произведения Бетховена для виолончели и фортепиано я исполняла вместе с Сергеем Кузнецовым, это мой одноклассник и один из любимейших партнёров по ансамблю. Давно сотрудничаю с Владимиром Троппом-младшим, уникальным музыкантом, встреча с которым – всегда радость. Сложился интересный альянс с польской флейтисткой Эдитой Фил: наши видео можно найти на YouTube. Дуэт с одним из интереснейших российских альтистов Сергеем Полтавским также очень вдохновляет меня. Была сделана яркая программа «Flammecello» с танцовщицей фламенко Алёной Шульгиной – только танец и виолончель.

Особенным стал для меня концерт в музее имени Глинки в апреле 2013 года, где мне была предоставлена уникальная возможность играть на виолончели AMATI 1620 года рождения, ранее принадлежавшей легендарному виолончелисту Даниилу Шафрану. В программе были исполнены виолончельные концерты Вивальди, Монна и Боккерини в сопровождении органа. Моей партнёршей по ансамблю была органистка и композитор Марина Воинова. Безумно интересно было исполнять музыку талантливого молодого композитора Любови Терской на фестивале «Московская осень» (2014). Пьеса называется «В объективе», она написана для виолончели и электроники, Терская писала её, настраиваясь на мою индивидуальность. Потрясающие ощущения!

– Вы первый раз выступали в Угличе? Как вас встретила публика?

– Да, первый раз. Публика встретила очень тепло, внимательно. Принимала горячо и благодарно! Углич я любила всегда, была здесь много раз и всегда открываю новые грани в облике этого города... очарована им совершенно. Я бы хотела показать здесь и другие работы моей матери, сыграть разные программы для такой замечательной публики. Гуляя по городу, я проходила мимо детского дома и подумала о том, что было бы чудесно устроить небольшой концерт для детей. И надеюсь все эти намерения осуществить.

– Были ли просветительские проекты, в которых вы участвовали в этом году?

– Могу назвать участие в международном фестивале, посвященном жизни и творчеству Игоря Стравинского, приуроченного к 100-летию создания оперы «Соловей», – «Начало времени композитора» (2014). Ряд мировых премьер современных композиторов, показ маминой картины «Баллада» в Угличе, полагаю, тоже можно отнести к просветительской деятельности.

– Год культуры заканчивается. Как вы думаете, надо ли учреждать Год культуры, есть от этого толк? Может быть, лучше поддерживать и развивать культуру постоянно?

– Думаю, всё, что может способствовать развитию культуры, имеет смысл. Поддерживать культуру необходимо постоянно и неуклонно!

Беседу вёл Алексей СУСЛОВ

Число просмотров: 3029

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=13368

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий