Традиционная игрушка - символ духовного воспитания
12.11.2014 // Культура
В Администрации Угличского муниципального района 29 октября прошла конференция, посвящённая русской традиционной игрушке и её роли в процессе воспитания ребёнка в семье. Лекцию слушали воспитатели детских садов Тутаева, Некоуза и Углича.
Помощник главы района Елена Александровна Резчикова поприветствовала всех присутствующих и представила ведущую семинара - Анастасию Николаевну Беляеву, научного сотрудника музея «Под Благодатным Покровом».
Анастасия подчеркнула, что игрушка - одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции. Рассказывая об истории искусства прошлых веков, являясь потомком архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом. Она тесно связана с живописью, резьбой и другими народными ремёслами. Это делает игрушку единственной в своём роде.
Мы познакомились с функциями народной игрушки. Узнали историю игрушечных центров нашей страны - ими были Сергиев Посад, Богородское, Городец.
Согласно легенде, давным-давно в одной бедной крестьянской семье мама решила порадовать своих детей и вырезала из щепки фигурку куклы. Детям новая игрушка очень понравилась, они назвали её Аука. Однако отец семейства понёс продавать куклу на базар. Некий купец заинтересовался новым типом игрушек и заказал сразу целую гору. Так начался богородский народный промысел.
По преданию, Сергий Радонежский собственноручно мастерил игрушки и дарил их детям из бедных крестьянских семей.
Всем нам знакомо село Городец и деревни, расположенные вокруг Городца. Самыми популярными всегда были резные кони, украшенные городецкой росписью.
В Вологде и Архангельске были более распространены щепные игрушки - голуби. Они являлись символом Святого духа, а позже их стали называть «птицы счастья».
Самые древние игрушки - панки (с ударением на последний слог). Они отражали духовную жизнь народа со времён язычества.
Активно использовались в русских семьях развивающие игрушки: это и бирюльки для групповой игры, обучающие сосредоточенности, усидчивости, умению уступать, и так называемые закидушки, которые развивают ловкость и смекалку.
Рассказав историю деревянных игрушек, Анастасия представила присутствующим, как проходил процесс воспитания в традиционной русской семье. Например, куклу «Неразлучники» дарили на свадьбу жениху и невесте. Она символизировала единство и нерушимость брака. Чтобы отблагодарить родителей за любовь и заботу, дети делали куклу «Отдарок на подарок» и дарили её со словами: «За любовь, за кашу, за ласку вашу». Каталку мальчика - будущего защитника - украшали фигуркой коня, девочки - будущей продолжательницы рода - птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну - коня, а дочери - куклу.
Узнали мы и об особенностях праздничных кукол. Кроме яиц, на Пасху дарили пасхальниц - красочных кукол с яйцом в руках. На именины дарили куклу «На счастье» с длинной косой, которой желали долгих лет жизни, здоровья и счастья. На Рождество в традиционной русской семье дарили рождественских ангелов.
Пользуясь случаем, Анастасия Николаевна пригласила всех принять участие в выставке-конкурсе «Рождественский вертеп», которая будет проходить в галерее «Под Благодатным Покровом» в декабре-январе.
По окончании семинара воспитатели, вдохновлённые русской игрушкой, с удовольствием разглядывали представленные игрушки, фотографировались с ними, делились впечатлениями.
Встреча прошла в тёплой обстановке. А нам остаётся констатировать - все народные игрушки гармоничны, ни одна из них не вызывает негативного отношения к ней. Кроме того, это ещё и символ любви взрослых к своему ребёнку!
Анна ЧЕРНОГОРОВА
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=13268