Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2013 г. » Декабрь » 11 » Время собирать плоды

Время собирать плоды

11.12.2013 // Культура

Уходящий год принес нескольким угличским художникам значимые юбилеи и стал для них временем подведения итогов и встреч со зрителями. В эти декабрьские дни в выставочном зале Ярославского отделения Союза художников проходит большая «двойная» выставка, напоминающая о нашем городе и – так уж сложилось – об итальянской провинции.


Петр Чахотин и Надежда Лаврова сначала «отчитались» перед угличанами. Персональная экспозиция самого Чахотина (выставочный зал Угличского музея) и две масштабных выставки участников его проекта «Русско-итальянский пленэр» 2011 года (также музейные залы и Дворец культуры) были развернуты во время празднования Дня города, они собрали большое число посетителей и множество зрительских отзывов. Работы Лавровой были показаны более камерно, но в рамках ее выставки «Как осень лозы виноградной» в музее проходили и встречи со зрителями, в частности – с членами клуба любителей искусства. И вот теперь такой замечательный «микс» – три зала: два «сольных», один общий, две афиши на фасаде: многоцветные леса на горном склоне и виноградная лоза, несущая тяжелые гроздья. Словом – осень, время собирать плоды и по ним «познавать доброту древа». Не будем педантично считать их годичные кольца, – юбиляры вполне лукаво пустили в обращение суммарную величину, получилось весомо.

Петр Чахотин, парижанин по рождению, первые навыки художества получил на муниципальных курсах рисования в Риме, потом жил в Ленинграде, работал на Севере. Его рисунки 1960-х годов – олени, собаки, охотники, позднее старинная архитектура – свидетельствуют о твердой руке рисовальщика, об умении выстроить пространство, природное или застроенное, архитектурное. Потом, уже опять в Италии, он сделал окончательный выбор техники. Пастель – сухой цвет, оставленный на шероховатой бумаге четырехгранным «мелком», – старинная техника, счастливая, чистая, живая, и «несчастливая», непрочная и подвижная, как и положено всякой пыли. С тех пор, как были найдены способы фиксации пигмента, пастелью чего только не писали, Петр Чахотин выбрал для себя пейзаж, увиденный импрессионистически.

На выставке представлены его итальянские и русские работы, в частности, новые, сделанные нынешним летом, именно их с особым пристрастием рассматривали и обсуждали его ярославские коллеги.

И вот, рядом с этими энергичными, быстрыми по исполнению композициями – другая манера, декоративная и женственная. Надежда Лаврова, художница по тканям, была когда-то, много лет назад, именно влиянием Петра Чахотина «обращена» в новую для нее технику. Ее собственный путь пролегал, казалось, как-то поодаль от этих живописно-графических исканий. Моделирование одежды, работа с тканью, создание этнографических кукол, потом лицевое шитье и, наконец, профессиональное занятие иконописью – при внешнем многообразии здесь есть внутренняя последовательность и верность традициям. В пастельных листах художница преобразует натурный мотив в декоративную композицию, часто изображает идиллические мягкие пейзажи, сказочных птиц или ангелов. Они и в Ярославле привлекли пристальное внимание зрителей, а поодаль, в витринах, представлено почти два десятка икон (всего за пятнадцать лет художница создала около ста пятидесяти икон, многие из которых сейчас в частных собраниях Италии, Германии, России, есть они и в церквах).

В день открытия этой разнообразной экспозиции в залах было многолюдно. С поздравлениями к юбилярам обратился заместитель губернатора области С.В. Березкин, который давно и с большим интересом следит за выставочной и общественной деятельностью Петра Сергеевича. Народный художник Валерий Теплов вспоминал «героический период» экспансии пастельной техники на Ярославскую землю – совместные большие выставки в этих же залах, а потом и новые проекты, инициированные Чахотиным. Оказалось, что не только для некоторых угличан плавное течение жизни однажды разделилось на «допетровское» и «петровское» время, в ярославской художественной среде это тоже было.

Директор художественного училища С.М. Коровин говорил о другом начинании юбиляра, давшем возможность ярославским студентам побывать в Италии, в стране классического искусства.

Сотрудник музея Н.В. Войнарова, вспоминая образ Святой Анастасии, который благодаря большому проекту Чахотина стал символом культурного единения, преодоления границ и примирения, отметила важность этой работы художника, цель которой «вытеснять низкое – высоким», отвращать от вражды, призывать к пониманию. Собственно, эта работа продолжается, в рамках выставки прошла презентация новой книги П.С. Чахотина «Здравствуй, Святая Анастасия!».

Международный проект «Святая Анастасия» был начат четверть века назад в южном Пьемонте (Италия) и получил продолжение в России на Верхней Волге. В предисловии к своей книге, к истории этого единственного в своем роде проекта, объединившего множество людей в разных странах, П.С. Чахотин пишет: «Издавна являвшаяся символом христианского милосердия и человеческой солидарности, еще совсем недавно почти забытая, Великомученица Сирмиумская возвращается в современную Историю с тем, чтобы выполнить свою миссию – стать благовестницей мирного сосуществования людей и наций на планете и быть признанной общей покровительницей всех народов Европы».

Обе большие путеводные идеи Петра Чахотина – «человеческая солидарность» и творческое объединение русских художников-пастелистов (есть же в других странах их ассоциации!) – еще наметят ему новые рубежи, работа будет продолжена. Поэтому главным мотивом выступлений на открытии и разговоров в залах было пожелание художникам здоровья, сил и новых работ.

Светлана КИСТЕНЁВА

Число просмотров: 3255

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=12021

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий