Такеши Китано и хороший знак
09.06.2010 // Культура
Каково это - видеть в людях то, что они не покажут иногда даже близким? Каково это суметь расшевелить своих героев, чтобы они настолько вжились в роль, что сами стали частью своих персонажей? Это удивительно. Петр ЛОВЫГИН - фотограф, о котором знают не только в нашей области, но и в Москве, и даже в Буэнос-Айресе и Берлине. И вот на прошлой неделе этот человек приехал в Углич для того, чтобы снять несколько групп людей. И все бы ничего, но с собой он привез маски...
Маска нужна не только для того, чтобы скрывать того, кто находится за ней, но и для того, чтобы раскрывать его. «Такеши Китано и другие иконы» - так называется проект, который Петр придумал и теперь реализует уже не первый год. Но обо всем он рассказывает сам.
- Что представляет собой твой проект?
- Я делаю маски известных лиц, как российских, так и европейских, это могут быть идолы прошлого века, а также люди нашей современности. Прошу людей надеть маски и выстраиваю сцены, постановочные кадры. Так получаются фотографии, которые и входят в мой проект.
- Но для чего это?
- Если честно, иногда я и сам этого не понимаю. Это оригинально и нравится людям. В основном, конечно, европейцам, так как в России мы богаче внутренне: больше ценим душевность, любим открытость и предпочитаем что-то более мягкое и близкое. Но этот проект действительно увлекателен, поскольку люди вживаются в роль, сначала неохотно, потом с интересом, раскрываются, начинают подыгрывать. И интересно наблюдать, как скованный человек, который относился к этому делу с недоверием, втягивается в процесс и в итоге забирает маску в качестве сувенира.
- Кто чаще всего становится твоими моделями?
- Все зависит от того, какого персонажа люди должны изображать. Нет определенного типажа, но могу сказать, что дети с большей охотой готовы участвовать. Кстати, именно с детей и начался мой проект. Я пришел в ярославскую школу, принес в класс маски и попросил мне помочь. Было страшно, потому что не знал, как отреагируют, но ребята с интересом взялись позировать. Хорошо идут на контакт сейчас, потому что у меня уже есть примеры, которые я могу показать: мол, вот то, что должно получиться в итоге. И есть имя и авторитет. Начинать было очень сложно, я и сейчас-то иногда еще теряюсь и немного стесняюсь… - Неужели стесняешься?
— Ага. Стесняюсь не фотографировать, а реакции людей. Этим мне нравится Европа, там люди спокойно реагируют на фотографов, там более развита свобода творчества, у нас же дичатся иногда, не подготовлены морально к вниманию, поэтому и чувствуется некое стеснение. Но со мной всегда Мое Подмастерье, и сейчас мне проще работать - не один все-таки.
- У твоего подмастерья есть имя?
- Есть, конечно, но здесь важен творческий псевдоним, он именно Мое Подмастерье, оба слова с большой буквы, как имена собственные. Он мне помогает не только физически (с установкой света, с объективами, фотоаппаратами), но и морально, потому что важно чувствовать поддержку и знать, что за спиной у тебя есть человек, который «в деле». Ну, плюс, конечно, для солидности. (Смеется).
-А Петр Ловыгин - это тоже псевдоним?
- Нет, это мое настоящее имя, под ним меня знают как фотографа, а не так давно и как некоего писателя. Да, не удивляйся, недавно вот выпустил книгу: издал свои дневники, записи, которые я веду постоянно.
- Так все-таки что для тебя важней - фотография или книги?
— И то, и другое. Но если в фотографии я уже знаю, на что способен, я испробовал себя в разных жанрах и на разных уровнях, то с писательской деятельностью у меня все только начинается. Тем более, что и иллюстрации к своим книгам я делаю сам. Сейчас это интересно. Но проект доделать нужно, поэтому я вот здесь, мы доснимаем буквально последние сцены.
- И что дальше? Вот закончится работа над этим проектом, что с ним будет?
— О, эти фотографии проде- лают большой путь из Углича в Буэнос-Айрес. (Смеется). На самом деле выставка будет организована в Европе (в частности, в Германии) и в Аргентине. Русские тоже смогут ее увидеть, в ближайшее время, например, на моей страничке на сайте Живого Журнала. Там есть и фото, и тексты.
- Вот ты говоришь, русские люди более душевное любят видеть. А сам ты что больше любишь снимать?
— Определенно, детей. Но, в принципе, люблю делать постановочные кадры, под которые сначала пишется сценарий, потом это немое кино на одно мгновение замирает, и я сохраняю его навсегда.
- Где-то этому учат?
— Наверное, учат, хотя я сам уверен, что талант к фотографии либо есть, либо его нет. Думаю, что, когда ученик фотографирует, он все равно все воспринимает с точки зрения взгляда учителя, гораздо интереснее видеть, как человек видит моменты сам, как он их ощущает, ведь в фотографии можно увидеть настроение и отношение автора.
- И напоследок хочется спросить: почему же Углич?
— Один человек нам посоветовал съездить сюда, посмотреть, поснимать, а поскольку это не так далеко от Москвы, это в области, где я родился, то почему нет? Творческие люди есть везде, найти моделей - не проблема, сейчас даешь объявление в Интернете, и уже завтра собрать массовку 20-30 человек - не вопрос. Но мы все-таки часто ездим по городам, тут разные люди, разные социальные статусы, разные характеры. К тому же по дороге в Углич мы видели лося, а это, согласись, хороший знак.
НАША СПРАВКА
Петр Ловыгин родился в Ярославле, там и начал свою творческую карьеру. Переехал в Москву, но по-прежнему с удовольствием работает в родной области.
Работы Петра можно увидеть на сайте lovigin.livejournal.com.
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=6749