«Ханума» на угличской сцене
27.04.2010 // Культура
Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова в рамках гастрольного тура по городам Золотого кольца посетил 22 апреля Углич. Он приехал с постановкой по известнейшей пьесе Авксентия Цигарели «Ханума».
С 1972 года «Ханума» в постановке Григория Товстоногова являлась одним из самых популярных спектаклей Большого драматического театра. Постановка выдержала около 300 представлений, а в 1978 году вышла и телевизионная версия спектакля.
В четверг угличане увидели новую версию спектакля. Режиссером, художником и хореографом выступил лауреат государственной премии республики Армения, лауреат международной премии К.С. Станиславского, заслуженный деятель искусств России Александр ГРИГОРЯН.
Сюжет пьесы Цигарели прост, как все гениальное... Купец-нувориш Микич Котрянц мечтает выдать свою юную дочь, красавицу Сону, замуж за аристократа и помещать везде изображения княжеского герба. Микич с помощью начинающей и очень амбициозной свахи Кабато (жаждущей стать лучшей в своем ремесле) находит для дочери требуемого жениха. Это старый, плешивый князь Вано Пантиашвили, пропивший-прогулявший все, что только можно. Князь, будучи из-за своих лени и пьянства в полном расстройстве дел и больших долгах, имеет, однако, особую гордость и соглашается на мезальянс только ради большого приданого. Между тем Сона влюблена в своего учителя музыки Котэ Пантиашвили, племянника князя, их чувства взаимны. Влюбленные в отчаянии, Сона не хочет идти замуж за древнего противного аристократа-алкоголика. А учитель, на взгляд Микича Котрянца, - не партия для Соны. Помочь им берется действительно лучшая сваха города - Ханума, решившая поставить на место выскочку Кабато и сохранить свое первенство.
Широко известная и более чем популярная «Ханума» приобрела в постановке А. Григоряна глубокие лирические и философско-иронические интонации. Жанр спектакля, сопровожденного музыкой Гии Канчели,—лирическая комедия с элементами водевиля.
Ярославскую «Хануму» от классического варианта отличают живость действия, яркость характеристик, острые диалоги, обилие комических положений и ситуаций. Режиссер использовал некоторые модернистские приемы, придавшие постановке динамизм.
Необычным было появление актеров на сцене - через зрительный зал, а не из-за кулис. Приближала к действию и почти по-детски веселила публику попытка актеров вовлечь зрителей в действие вопросами, просьбами. Например, помочь донести мертвецки пьяное тело князя из зала до сцены. Или досадливый возглас: «Что вы здесь сидите? Антракт давно! Идите на антракт!» Намеки на современность заставляли внимательно вслушиваться в актерскую речь (приказчик Акоп в ответ на стук князя Вано по перилам балкона, назвал того Терминатором). Все это приближало спектакль к зрителю и не позволяло ослабить интерес к происходящему на сцене.
Неподражаемое чувство юмора режиссера-художника проявилось и в сценографии спектакля. На княжеском гербе вместо трех благородных лилий были изображены три хинкали. На заднике - цитаты из Пиросмани. На сцене - тифлисские балкончики, убранные коврами (победнее - у князя Понтиашвили, побогаче - у Микича). На них выходили персонажи, вели переговоры...
Хорошо известные ярославским зрителям актеры изменили своим привычным формам существования в спектакле - в пластике, в речи, в вокале... Заслуженная артистка России Ирина СИДОРОВА в роли Ханумы сочетала в своем образе лукавство, женское обаяние, тонкую расчетливость опытного шахматного игрока с фарсом и гротеском. В роли старого влюбчивого князя Пантиашвили выступил темпераментный Евгений МУНДУМ. Актерские удачи спектакля: сваха Кабато - Наталья АСАНКИНА, приказчик Акоп - заслуженный артист России Валерий КИРИЛЛОВ, Сона - Ольга СТАРК, Котэ - артист Виталий ДАУШЕВ. И еще юная гвардия кинто (разносчиков) во главе с Николаем ШРАЙБЕРОМ, создававших веселый настрой спектакля.
После спектакля мне удалось побеседовать с Ириной Сидоровой, заслуженной артисткой России, актрисой ярославского театра им. Ф. Волкова.
- Ирина, позвольте поздравить вас с удачным спектаклем. Как вы сами относитесь к постановке «Ханумы» Александра Григоряна?
- Спасибо. Для меня эта роль - подарок. Счастливый шанс, который выпал мне, как актрисе. Есть, я считаю, ряд таких ролей, которые сразу выводят тебя на новый уровень. Это, несомненно, героини советской классники, многих я тоже играла. Ханума - одна из них.
- «Ханума» - первая ваша совместная работа с режиссером Григоряном?
- Нет, конечно. С Александром Самсоновичем мы уже встречались, и я очень ценю его как мастера. До этого он ставил пьесу английского комедиографа Джо Органа «Что видел дворецкий». В ней мне тоже довелось играть роль молодой главной героини.
- Сваха Ханума - близкий вам персонаж? Может быть, вы привнесли в ее образ что-то из своего характера?
- Я послушная актриса. В плане создания образа я полностью полагаюсь на режиссера, которому бесконечно доверяю. На заре актерской карьеры я, помню, пыталась сопротивляться. Говорила, что вот тут нужно сделать не так, а эдак.. В итоге спектакль получился хорошо, а я - хуже всех Ну, и досопротивлялась - играла на вторых ролях! Сейчас я могу быть не согласна с режиссерским видением, но выполняю все, что от меня требуют.
- Ваша энергетика сразу заполняет собой все пространство сцены. Кажется, что без вашего участия и спектакль не мог бы существовать.
- Конечно, хотелось бы посмотреть на себя со стороны. Да, есть и видеосъемка спектакля, но я не могу ее смотреть. Становится безумно стыдно. Кажется, что в игре масса ошибок, и их еще долго-долго нужно исправлять. Но роль Ханумы мне безумно нравится. Она настолько фактурна, сочна, что изначально не может не притягивать к себе внимание и симпатии.
- Помимо Ханумы, есть сыгранная роль, доставившая истинное удовольствие?
- Может быть, вы помните фильм 60-х годов «Зеленая карета». Режиссер Михаил Григорьевич МАМЕДОВ сделал постановку, и мы по ней работали. Спектакль о драме жизни актрисы Императорского александрийского театра Варвары Асенковой. Судьба ее сложилась трагично, одаренность всегда привлекает зависть. Незаконнорожденная дочь актрисы и офицера, умерла она очень рано, в 24 года, от чахотки, но была настолько талантлива, что ее имя вошло в историю театра и энциклопедию мирового драматического искусства.
Работать над ее ролью было очень интересно. За один спектакль мне пришлось сыграть целых семь ролей. Это роли Асенковой, которые она играла в петербургском театре: Эсмеральда, Дездемона, Офелия... Таких уникальных ролей мне больше не приходилось играть. Дело в том, что я - характерная актриса, комическая. Асенкова же - лирическая героиня, мне немножечко не по штампу. Поэтому ее роль мне действительно дорога.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Режиссер Сергей ПУСКЕПАЛИС сделал постановку по АП. Чехову «Три сестры».
Сергей (главный режиссер Волковского театра) в феврале получил «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале в номинации «Лучшая мужская роль» за одну из главных ролей в фильме А. Попогребского «Как я провел этим летом».
Милости просим всех зрителей к нам в театр, с 1 июля уже будем представлять спектакль. Интересно то, что персонажа, которого я играю, вообще нет у Чехова. Точнее, о ней упоминается, она проходит лишь тенью, это жена Вершинина. Режиссер придумал ей имя - Клара Наумовна, и она превратилась уже в более материальный персонаж.
- Есть расхожая фраза: «Актриса всегда немного больше, чем женщина, а актер - немного меньше, чем мужчина». Вы с ней согласны?
- Абсолютно согласна. И больше, наверное, со второй частью, чем с первой. Профессия все-таки накладывает отпечаток на человека. Актерство - это прежде всего желание нравиться людям, а это скорее женское качество. Плюс конкуренция в театральных кругах.. От этого и получаются определенные сложности характера актеров.
- С чем вас ждать в Угличе в следующий раз?
- Возможно, приедем с антрепризным спектаклем «Любовь - капризное дитя». В нем заняты я и актер нашего театра Валерий Кириллов, который исполнял в сегодняшней постановке роль приказчика Акопа, завоевавшего наконец-то сердце Ханумы. На сцене нам не раз приходилось работать вместе. Если зрителям понравилась наша игра, мы с удовольствием посетим Углич снова.
Думается, все зрители, посмотревшие спектакль «Ханума» присоединятся к поздравлениям актерам Ярославского театра. Спасибо им за доставленную радость. Пусть приезжают к нам вновь и вновь, мы очень ждем их.
А театралов ожидает неделя «Золотой маски» в Ярославле «Золотая маска» - Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, кукольный театр.
В этом году на премию «Золотой маски» впервые в истории был предложен сразу по пяти номинациям и ярославский спектакль «Горе от ума» в постановке Игоря СЕЛИНА
Особое внимание «Золотая маска» уделяет гастрольной политике, реализуя совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии программу «Лучшие спектакли в городах России».
С 13 мая зрителям представят семь спектаклей - номинантов и лауреатов театральной премии, среди них «Табакерка», мастерская Фоменко, театр им Ф. Волкова, Московский ТЮЗ, Петербургский театр кукол, театр Европы.
Роксана ЛЮБИНЕЦКАЯ
Фото Анны ЯСИНСКОЙ
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=6558