Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2009 г. » Февраль » 4 » Угличские портреты на престижной выставке в Третьяковке

Угличские портреты на престижной выставке в Третьяковке

04.02.2009 // Культура

В культурной жизни столицы вновь явственно проступил «угличский след». Совсем недавно мы сообщали об отправке старинного холста на выставку в Пушкинский музей, теперь вот пятнадцать угличских портретов на полтора месяца приняты Третьяковкой.

Большая экспозиция в Инженерном корпусе знаменитой галереи давно ожидалась и готовилась. Она посвящена двум юбилеям Саввы ЯМЩИКОВА, реставратора и искусствоведа, который в 1980-х годах вместе со своим коллегой С.С. ГАЛУШКИНЫМ провел большую работу по выявлению художественных ценностей в провинции, спас многие от неминуемой утраты и утвердил их общерусское, общекультурное значение. В начале 1980-х все эти потерянные было сокровища совершили триумфальное шествие по музеям Москвы и Петербурга, а картины Ефима ЧЕСТНЯКОВА, собранные по деревенским избам, дошли до Парижа, Турина и Флоренции. Потом столь счастливо обретенные холсты вернулись в Солигалич и Переславль-Залесский, в Кострому, Ярославль, Углич и стали частью культурного имиджа этих городов.

Прошло более двадцати лет, и уже целые поколения зрителей не видели масштабных показов этих работ. Нынешняя выставка получила название «Искусство Ярославской и Костромской земель XVIII-XX веков. Поиски, находки, открытия».

На пресс-конференции Савва Ямщиков, отметивший полувековой юбилей творческой деятельности, с благодарностью назвал имена тех, с кем сотрудничество и личная дружба начались в 80-е годы и продолжаются по сей день,

- одним из первых прозвучало имя Виктора ЕРОХИНА. Не только провинциальные музейщики, но и реставраторы Москвы оказались здесь в центре внимания. С.В. Ямщиков сказал:

- У нас, к сожалению, начинают забывать, что такое наша реставрационная школа. В те годы реставрация стала очень важной государственной составляющей,

- как балет, хоккей, футбол. Не было ни одной выставки реставрированных работ, о которой не сообщала бы программа «Время». Наша школа была тогда предметом национальной гордости.

Это многократно подтверждали итальянцы, видя работу советских специалистов во Флоренции, пострадавшей от наводнения, об этом же говорили и писали посетители тех масштабных выставок. Сейчас, когда по статистике в стране «один день - один погибший памятник культуры» (чей символический черед сегодня?), об этом надо не просто помнить, но и вернуть этой профессии прежний высокий статус и государственное значение.

В залах Инженерного корпуса одна за другой проходят самые значимые и заманчивые выставки Третьяковки. Сейчас среди работ ярославских и костромских художников угличским купцам были отведены «видные места». После сумерек и тишины нашего Богоявленского собора, который зимой оживляется только при открытии временных экспозиций в выставочном зале, портреты попали под пристальные взгляды зрителей и яркие софиты съемочных групп. Около ПИВОВАРОВЫХ то и дело собирались небольшие группы, обсуждавшие медали Василия Андреевича и украшения Евдокии Васильевны. Сами супруги чинно рассматривали пеструю толпу и позировали для телевидения. Выставки, где много портретов, всегда такие

- одни смотрят на других, узнают похожих на себя или не узнают и удивляются. Только мы видим их с высоты нового опыта, довольно относительного, а они из глубины нашей общей памяти, из прошлого, которое мы охотно украшаем для себя, хотим видеть цельным и гармоничным.

Работы Ивана Васильевича ТАРХАНОВА, ставшие признанной классикой провинциальной живописи, разместились отдельной группой. Как и двадцать лет назад, они притягивают зрителей своей давней загадкой

- соединением достоверности и идеальности. Этот ряд молодых и старых лиц, сам выверенный строй изображений зримо и убедительно утверждает сословные и семейные ценности, а пестрые детали хранят атмосферу своего времени и утраченных домашних мирков. Как тогда, когда их писали. Как теперь, как потом и всегда.

И в этом всегда опять наша надежда на реставраторов, этих «невидимок культуры», ее бесчисленных атлантов и кариатид, удерживающих все на должной высоте. Главное, чтобы они потихоньку следовали главной заповеди старого доброго Гиппократа - «не навреди». Здесь это звучит иначе - не искази, не нарушь давний замысел автора. И потому на пресс-конференции и потом в залах снова и снова возникала тема отечественной реставрационной школы, которая выросла из старых традиций, накопила бесценный опыт в послевоенное время и в 60-80-е годы. Еще работают настоящие мастера высшего класса, которые учат и могут научить новое поколение, ведь это мудреное дело лучше всего принимать прямо из рук учителя - ну, как музыку, что ли.

А угличские портреты, ставшие знаменитыми после выставок 1980-х годов, получат новую популярность и новых почитателей. Они вернутся во второй половине февраля и будут опять доступны взглядам горожан.

Светлана КИСТЕНЕВА

Источник: Угличская газета
Число просмотров: 4487

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=4743

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий