Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2008 г. » Март » 14 » Угличане увидели графику из музейных фондов

Угличане увидели графику из музейных фондов

14.03.2008 // Культура

Главными героями вернисажа стали реставраторы

29 февраля в городском музее открылась небольшая выставка графики из фондов. День был выбран вполне намеренно, ведь, чтобы подготовить выход этих двенадцати акварелей к зрителю, потребовалось никак не меньше четырех лет. Очередной проект художественного отдела стал новым звеном в давней программе, которая адресована в первую очередь горожанам, а ее рабочее название взято из какой-то забытой рекламы. Для экспонатов «Из тени - в свет» это значит из сумерек запасников, из многолетней забытости - в свет выставочного зала, в хлопоты развески, в волнение открытия. Под взгляды и обсуждение, к объективам и вспышкам - в новые впечатления людей.

Так мы уже показали картины Маковского и Дубовского, офорты Пиранези и итальянскую графику XIX века, акварели Тамонькина и «Семейство художника» Тильборха, теперь же приглашаем рассматривать и обсуждать акварели Гавриила Сергеевича Сергеева.

Листы, привезенные в музей в 1920-е годы из имения в селе Шишкине (Опочининых, позже Тучковых), почти на девяносто лет укрылись в хранилище. Музей древностей, каким его создали горожане, уходил в прошлое, новый идеологический подход легко решал судьбу то одной, то другой картины всего одним словом - «устарела», «антихудожественная», «немузейная». Потом пожар, изъятие антиквариата для последующей продажи… Вычитание и деление надолго стали основой музейной математики.

Акварелям очень повезло: их довезли до музея, не выбросили и не списали за ненадобностью, до них не дошел огонь, только копоть и вода. Мрачные, где почерневшие, где сморщенные, листы ждали - хранили дух дальних путешествий, приметы чужестранной жизни и память о Михаиле Илларионовиче Кутузове, из дома которого они происходят.

Когда художник-видописец, прикомандированный к русскому посольству в Стамбул, тщательно снимал эти виды Османской империи, в Петербурге правила Екатерина Великая, а молодой Наполеон одерживал свои первые победы. Шло последнее десятилетие «осьмнадцатого века». Михаил Илларионович, чрезвычайный посол императрицы, от ее имени вел переговоры с султаном Селимом III. Сейчас бы это назвали геополитикой, а Кутузова, еще не старого, невероятно обаятельного и будто даже склонного к авантюрам, признали бы харизматической личностью.

Выставка «Именем Екатерины Великой» в общем-то об этом - об исполнении воли и об открытии дальних стран, о человеческом любопытстве и умении смотреть во все глаза.

Как и все части программы показа музейных фондов, этот проект представляет зрителям разные стороны жизни классического музея - хранение, реставрацию и изучение экспонатов. В подготовке нам помогали коллеги: рыбинцы представили репродукцию портрета Екатерины II в дорожном платье (как раз к нашей теме), сотрудники музея в Царицыне прислали снимок французской карикатуры из своего собрания - реакция европейских правителей на решительные шаги русской императрицы. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Петербург) не только предоставил снимок столичного дома М.И. Кутузова, откуда, собственно, все и было перевезено в усадебный дом в Шишкино, но и помог консультациями, а на открытие делегировал своего сотрудника. Помогал нам и Центральный музей вооруженных сил, и отдел картографии Государственного исторического музея.

Из Генерального консульства России в Стамбуле пришли снимки для исторической части экспозиции. В поисках редкого издания 1803 года, которое иллюстрировано гравюрами с «угличских» акварелей, участвовали Генрих и Хайнке фон Тилинг из Идштайна, инициаторы небольшой (и «почти научной») экспедиции в Стамбул, к месту создания некоторых акварелей. Издание было найдено ими в библиотеке Висбадена, ксерокопии гравюр дополнили выставку. Рыбинская багетная мастерская тщательно выбирала оформление для старинных акварелей, а угличский художник Виктор Овчаров придал всем разнородным материалам единство и стройность. Над изданием небольшого «Османского альбома» работали сотрудники московского издательства «Планета». За всем этим из Петербурга следила Наталия Павловна Тучкова, потомок владельцев села Шишкина, потомок Кутузова. Это и есть одно из основных свойств музея - объединять людей.

На открытии главными героями стали реставраторы - в первую очередь сотрудники Реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Они запоздали (остается загадкой, какой такой окольной дорогой вез их водитель), зато эффектно появились в зале, когда им совсем уж собрались говорить «спасибо» заочно. Глава Угличского муниципального района Э.М. Шереметьева вручила благодарственное письмо директору ВХНРЦ А.П. Владимирову. Директор музея В.В. Денисов также вручил письма ему и реставраторам, непосредственно работавшим с нашими экспонатами. Всего их восемь, и всем, конечно, приехать не удалось, но Углич станет им ближе благодаря фотоальбомам (и новым планам сотрудничества). Также благодарность главы района и руководства музея получили сотрудники Государственного научно-исследовательского института реставрации (картина Тильборха реставрирована именно там, а сотрудники института помогают музею научными консультациями). Отметили и Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года - его студенты отреставрировали еще двенадцать листов графики, однажды зрители увидят и их.

Благодарность людям, чья работа обычно не видна посетителям музея, прозвучала в присутствии и под аплодисменты многих угличан. Так и должно быть, ведь они помогают хранить городскую память и освобождать ее от мутной пелены забывания. В музейных стенах должны утвердиться сложение и умножение, живая работа накопления, сосредоточенная работа понимания.

В нашем музее сейчас более 28 000 экспонатов. Если поделить все это на квадратные метры экспозиционной площади, на каждый придется 28 единиц (плотнее, чем во многих музеях губернии). 28 холстов и досок, монет и костюмов, фарфора и деревянной скульптуры, трактор, старинные документы, самовары, сабли и еще многое, многое… И столько же историй, длинных и коротеньких, захватывающих и обыденных.

Остается добавить, что основная часть работ Г.С. Сергеева находится в Русском музее и в Эрмитаже, а наша выставка продлится до конца месяца.

Светлана КИСТЕНЕВА, старший научный сотрудник Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея

Число просмотров: 5922

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=3892

Дата Период
16.03.2008 15:49 // С.К.
Господа, шедевр в иллюстрации не наш.
Куда бы прислать правильную картинку?

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий