Бас, покоривший угличскую публику
10.11.2008 // Культура
Владимир Маторин не ожидал такого горячего приема
В прошлую субботу в Малом зале нашего Дворца культуры пел для угличан – основную часть аудитории составляли члены Клуба любителей искусства – известнейший оперный солист, обладатель сильного, уникального по тембру басового голоса солист Большого театра (с 1991 года), профессор Российской театральной академии народный артист России Владимир Маторин. Угличский концерт маэстро проходил в рамках фестиваля «Жемчужины России» – того самого, что учрежден благотворительным фондом «Возрождение культуры и традиций малых городов России», президентом которого В. Маторин и является.
Как отметила в своей небольшой вступительной к концерту речи вице-президент упомянутого фонда Валентина Вахрушева, под жемчужинами России надо понимать все многочисленные малые города, которые и составляют нашу Великую Россию. Они, а среди них и древний Углич, живут порой очень трудной жизнью, но и они же являются носителями нашей русской духовности, нашей культуры. И угличские зрители, принимая в теплой, камерной обстановке прославленного баса, можно сказать – современного Шаляпина, слушая в его сокровенном талантливом исполнении русские народные песни «Славное море, священный Байкал», «Степь да степь кругом», «Из-за острова на стрежень» и другие, песенную балладу на стихи Н.А. Некрасова «Двенадцать разбойников», романсы «Не буди ты меня за заре» и «Гори, гори, моя звезда», смогли воочию убедиться: корни песенной культуры, действительно, идут снизу – от народа, и в том числе от народа угличского. И они с радостью и гордостью аплодировали и певцу, и сопровождавшему его выступление инструментальному ансамблю из Ярославля «Золотые купола».
– А скажу я вам прежде всего – нравится мне настоящий, энергичный отклик на исполняющуюся песню, – сказал Владимир Анатольевич, когда я подошел к нему после концерта и попытался затеять с ним разговор о русском народном вокале, который он, Маторин, так любит и знает. – Вот вы знаете, что у человека нормальная температура 36 градусов, и что при 42 градусах он уже умирает. Мое же состояние при исполнении мной вокальных номеров я бы образно преподнес так: концерт начинается – у меня 42 градуса, дальше пошло 52 градуса, 62… А к концу концерта на мне можно металл плавить. И объяснение этому явлению такое: ты отдаешь всего себя хорошим людям – и от этих хороших людей начинают идти в твою сторону тепловые волны биополя, тепловая энергия. Точно так было и сейчас, на этом концерте: предполагал я, что меня ожидает теплый прием, но чтобы такой горячий! Я потрясен!
– Как же уживаются в вас, Владимир Анатольевич, одновременно и страсть к опере, и тяга к народной песне?
– Действительно, опера для меня первостепенна – материально я обязан прежде всего ей, – отвечает В. Маторин. – Но у меня, так сказать, есть и струны души. Одна из этих струн – духовная православная музыка с хором. А другая струна связывает меня с русской песней. С песней, в которой заключены такие замечательные черты характера, которые мне и удалось сегодня показать: глубинная тоска и нежность, раздолье и русская удаль.
Анатолий МАРЧЕНКО
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=4492