Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2008 г. » Январь » 21 » Угличскому музею указали на дверь

Угличскому музею указали на дверь

21.01.2008 // Культура

Те, кому довелось путешествовать по Золотому кольцу России, знают древний волжский город Углич. Историк, услышав это название, наверняка вспомнит «Угличское дело» 1591 года – убийство царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Некогда центр удельного княжества, нынешний Углич – один из малых городов в Ярославской области. Со своей жизнью и заботами. И со своими конфликтами. Сегодня Углич – еще одно поле битвы Русской Православной Церкви и музейщиков.

В канун Рождества Церковь сделала работникам Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея «подарок». 6 января они узнали, что Ярославская епархия РПЦ подала на них в суд. Дело в том, что музей занимает здание Спасо-Преображенского собора. В епархии же утверждают, что собор был передан Церкви в безвозмездное пользование еще осенью прошлого года.

Музейщики выезжать отказываются. Им негде хранить принадлежащую музею коллекцию икон и церковной утвари. Город не готов предоставить им равноценное помещение для этих целей. К тому же, как сообщил «НГР» директор музея Валерий Денисов, никаких официальных уведомлений из Росимущества он не получал.

«Все, что мы получили, – это письмо из епархии», – говорит Денисов. Копия этого письма оказалась в распоряжении «НГР». Оно датировано 10 декабря и подписано секретарем епархии. Музей просят в месячный срок передать Церкви ключи от собора. Коллекцию икон епархия предлагает взять «на ответственное хранение». При этом в РПЦ ссылаются на договор, заключенный с Росимуществом 29 октября.

В территориальном управлении Росимущества по Ярославской области нам подтвердили факт передачи собора. Здесь считают, что руководство музея «лукавит». «Все им было известно!» – заявил собеседник «НГР».

Валерий Денисов убежден: Росимущество не может передавать принадлежащее государству здание частному лицу или организации. Для этого необходимо решение правительства. «Это решение нужно лишь тогда, когда имущество передается в собственность. А собор был передан в безвозмездное пользование!» – парируют в Росимуществе.

Похоже, с бумагами у Церкви все в порядке. Но угличский конфликт не ограничивается юриспруденцией.

В 2004 году Ярославская епархия и музей договорились о совместном использовании собора. В нем по-прежнему размещалась музейная экспозиция. При этом священник Александр Шантаев (теперь уже протоиерей) совершал в соборе богослужения. Храм стал действующим.

«Мы ничего не имеем против богослужений», – заявил в беседе с корреспондентом «НГР» Валерий Денисов. Его позитивный настрой разделяют далеко не все сотрудники музея. Реставрация икон стоила им немалых сил и средств. Теперь они вынуждены наблюдать за тем, как иконы покрываются копотью от свечей. В соборе то и дело срабатывает противопожарная сигнализация – датчики реагируют на дым. «Когда в Эрмитаже обнаружилась пропажа экспонатов, государство начало «трясти» музеи. У нас появляются новые инструкции. Проверки ужесточились. Кое-где работников музеев доводят до сердечных приступов, инсультов. А у нас народное достояние передают в руки непрофессионалов!» – возмущается одна из сотрудниц музея.

«Для Церкви всякое здание богослужебного назначения (собор или церковь) будет восприниматься живым, актуальным и действенным, вне зависимости от степени древности и старины… Литургическая реальность всегда будет принципиально выше любой историко-музейной ценности тех стен, где данная реальность являет себя, потому что она являет саму Церковь, в которой являет себя Бог». Этот вычурный пассаж – цитата из статьи Александра Шантаева, опубликованной в журнале «Нескучный сад» в 2005 году. В ней же он с нескрываемой иронией описывает такую картину: он, православный священник, «копошится в алтаре», распаковывает богослужебную утварь, а в соборе квартет «Ковчег» развлекает интуристов духовными песнопениями. «Профанация!»

«Ковчег» в Спасо-Преображенском соборе больше не поет. С весны прошлого года ему туда путь заказан. Ярославское телевидение даже сделало об этом сюжет. Руководитель ансамбля объяснял, что Шантаев хотел навязать им «кабальные условия». Квартет их не принял.

Однако интуристы не остались без развлечений. Теперь для них поет другой ансамбль. Нашедший общий язык с местным священнослужителем. Или вовсе состоящий из «своих людей», как утверждают сотрудники музея. По их информации, время богослужений в связи с этим то и дело сокращается: настоятель собора хочет вписаться в график экскурсий и своевременно предложить туристам пение. Благодарные туристы опускают в ящик для пожертвований банкноты. Не только рублевые, разумеется.

Согласно договору, содержимое ящика Церковь и музей делят пополам (это компенсация за то, что музей содержит собор и оплачивает его охрану). Так было до недавнего времени. В распоряжении «НГР» имеется еще один любопытный документ, касающийся угличских событий, – копия докладной юрисконсульта музея на имя Валерия Денисова. Директору музея сообщают, что 31 октября доверенные лица Александра Шантаева изъяли из ящика для пожертвований наличные и удалились. Делиться с музеем не стали. Аналогичная ситуация, говорится в докладной, имела место в апреле 2007 года.

Судя по статье в «Нескучном саду», Александр Шантаев – рефлексирующий, интеллигентный священнослужитель. Но судя по репликам на форуме сайта www.uglich.ru, в городе у него несколько иная репутация. «Зачем в Церковь пошел, с его-то энергией шел бы в бизнес», «Сколько его ни слушал – ни одной фразы о духе, только деловые разговоры», «Спасо-Преображенский собор превратили, по сути, в лавочку отца Александра», – бурлит интернет.

По-видимому, Александр Шантаев – человек многих талантов. И талант «делового человека» среди них – не последний. Но Спасо-Преображенский собор – хлебное место. Разумеется, Ярославская епархия не могла отдать его на откуп рядовому священнослужителю. Да и сам Шантаев, общаясь с сотрудниками музея, подчеркивает, что действует от имени архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного).

Интересно, что Ярославская епархия, подав иск к музею, удалилась на каникулы. «До 15 января епархия закрыта», – сообщил корреспонденту «НГР» охранник. На официальном сайте епархии о ситуации в Угличе – ни слова. Как будто ничего не происходит.

Епархии в чутье не откажешь. Спасо-Преображенский собор – часть ансамбля так называемого Угличского кремля. Архитектурный комплекс на берегу Волги летом по воскресеньям принимает до полутора тысяч туристов. Не будет преувеличением сказать, что именно туризм «кормит» Углич. Это основная сфера занятости горожан и самый прибыльный бизнес в городе. Причем монополистом здесь является государство. Пока…

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Сотрудники музея опасаются, что Церковь будет претендовать и на другие здания Угличского кремля: храм царевича Димитрия на Крови, Богоявленский собор и даже Палаты удельных князей. Сейчас Угличский кремль принимает до семи теплоходов в сутки (в теплое время года, разумеется). Число таких теплоходов будет уменьшаться, если цены на билеты станут расти. А они будут расти непременно, если туристический бизнес перейдет в частные руки. Параллельно будет расти безработица среди угличан. Власти города и местное управление по туризму уже хватаются за голову. Тщетно. Решение приняли за них. Проблемы малых городов наверху редко кого-либо занимают. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Государство дарит Церкви щедрые подарки. Отказывается от стабильных источников дохода. Спрашивается: почему? Компенсация за 70 лет гонений на Церковь? Почему-то от этой компенсации больше всего страдают люди, десятки лет берегшие и восстанавливавшие иконы и храмы. Что государство получает взамен? Вразумительные ответы на эти вопросы найти достаточно трудно.

Фото Юлии Губаревой

Число просмотров: 5411

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=3718

Дата Период
23.12.2008 08:03 // Небезразличный незаинтересованный православный христианин
Если собор останется в руках церкви, то через 100 лет туристов будут водить на руины этого собора!!! В Угличском Музее остались ЕДИНИЦЫ сотрудников, кому не безразлична судьба этого памятника, уйдут эти ЭНТУЗИАСТЫ со своих должностей и неадекватной заплаты и НИКТО и НИКОГДА не поднимет этой темы, а то что памятник сохранен мы обязаны им. Сам О.Александр, по моему мнению, мелкая сошка в чьей-то крупной игре. Отдавать народное достояние на откуп попу немыслимая глупость!!! Неужто он будет заниматься реставрацией, или хотя-бы поддержанием в надлежащем состоянии иконостаса и здания? Кишка тонка!!! Что он сделал за 4 года своего служения в данном храме? ответ: ЗАКОПТИЛ фрески и иконостас, поменял ржавые жигули на приличную иномарку. Меркантильные интересы околосветских священников известны всем. Если уважаемый О. Александр так ратует за дело православной церкви, так пусть берет пример с О. Виктора Захарова! Вперед, в глухое село, в полуразрушенный храм!!! Там Вы нужней! В городе достаточно действующих храмов, а если Вы страдаете гигантоманией, то есть Богоявленский Собор, который не уступает по размерам, и находится всего в 500 метрах.
16.03.2008 21:39 // прохожий
а никто своих прямых интересов особенно и не скрывает. В праздники в соборе один-два молящихся и толпы туристов в очереди в лавку. Для них-то это тоже часть экскурсионной программы, как Музей водки, Музей духов, Музей тюрьмы. Только успевай сувениры церковные подвозить.
07.03.2008 10:12 // Юрий
Церковь, кормушка для таких как, Александр Шантаев. Они и в бога не верят, а верят только денежные купюры.
20.02.2008 19:46 // Роман
18.02.2008 07:13 // радикал
Дэну. Умиляет тебя, говоришь, тревога? От умиления до другой гримасы всего то ничего-))
24.01.2008 18:13 // Денис
Искренне умиляет тревога анонимных пользователей портала...
24.01.2008 15:39 // \
Никто ничего не удалял
24.01.2008 13:31 // читатель УГ
Может, хватит все за нас из Москвы решать - там пишут, там же зачеркивают. Наша "Угличская" ближе, тут бы и разобрались, сплетни-не сплетни.
Что же касается о. Александра, мы об одном человеке говорим?
24.01.2008 12:34 // Денис
Я встретился со Станиславом и он подтвердил, что в Угличе не был, а основной источник информации называется "ОБС" (одна бабушка сказала). Ссылки на невозможность получить комментарий из епархии - чушь, ибо кто хочет ищет возможность, а кто не хочет - причину. Что касается статьи в Известиях, то печально, что Вы не заметили разницы в подаче материала, хотя приём называемый "подмена понятий" присутствует и там. Очередной раз убеждаюсь, что представления о чести, порядочности и компетентности у большинства журналистов пишущих на"злободневные темы" отсутствует. А если Вы действительно болеете душой за свой город, то найдите занятие более достойное чем пересказывать сплетни и обсуждать слухи, воздух будет чище. Удачи Вам.
24.01.2008 12:16 // Денис
24.01.2008 08:29 // vum
И если подобная ситуация решилась в сторону церкви в Костроме и Рязани,то не значит,что в Угличе будет подобным образом.И молчать тоже не надо,ведь это наш город и нам в нем жить.
24.01.2008 01:18 // прохожий
Денису: ну давайте не будем поступать безответственно, будем "ответственно" молчать. Однажды проснемся уже и не "городским поселением", а подмонастырским селом.
23.01.2008 23:20 // vum
Что же вы,св. отцы, народ то учите одному,а сами делаете все наоборот?! Как будто Христос и ни вам тоже сказал: Не скапливайте богатства на земли..
Или думаете,народ в Угличе не видит ничего. Не по Божески как-то это все..
23.01.2008 13:58 // Лука Лукич
По какой-то неведомой мне причине администрация сайта удалила мой комментарий, а это приводит к тому, что, как говорил известный киногерой, «Меня терзают смутные сомненья…».
Не сочту за труд и помещу его снова.
________________
Денису. По моей информации, ни о. Александр, ни кто-либо из Ярославской епархии не стал встречаться с автором публикации, ссылаясь на очень сильную занятость. Это раз. Два. Попробуйте аргументировано доказать лживость хотя бы одного факта или посыла, приведенных в этой статье. Сможете? Вперед. Три. Статью на аналогичную тему поместило крайне «безответственное» издание – газета «Известия». Интересно? Пожалуйста, сюда:
www.izvestia.ru/obshestvo/article3111840/
Там же, кстати, Вам прояснят и по поводу «возвращения имущества Церкви» в историческом, так сказать, аспекте.
Ну и ждем ваших аргументированных разоблачений.
23.01.2008 13:25 // Лука Лукич
К администрации сайта. Почему удалили мой комментарий с обращением к Денису? Чего это там такого, что Вы сочли непристойным?
Я ведь могу и повторить.
23.01.2008 11:52 // я
цена вопроса-6 млн руб в сезон
для справки, деньги, полученные приходом делятся тремя путями.
1.небольшая "официальная" часть..с нее уходит "десятина" наверх
2.большая часть-кулуарно батюшкой, на зарплату, нужды храма-она неподотчетна никому, кроме нескольких человек в храме
3.деньги получаемые "лично" ..их судьба решается ЕДИНОЛИЧНО батюшкой
и еще, Шантаев сказал:"я без туристов кадилом махать не буду"-это есть на диктофоне,
вот и судите сами о "нравственности"
22.01.2008 22:49 // Иваныч
В прошлом году мне довелось побывать проездом в Угличе.К большому сожелению наша группа не смогла попасть в собор,якобы там проводилась церковная служба. Хотя как только появились туристы из дальнего зарубежья, служба прекратилась, и их пропустили в собор. Видимо для настоятеля Спасо-Преображенского собора важнее прибыль, полученная от интуристов,чем нести духовную культуру простым гражданам России.
22.01.2008 14:16 // Денис

Проблема заключается в том,что Станислав Минин постеснялся разобраться в ситуации и поленился встретиться со всеми участниками данной истории. Поэтому ответственно, т.е. отвечая за свои слова, пишу - данная статья необъективна и во многом лжива.
Вопрос возвращения имущества Церкви действительно очень сложный и болезненный. Поэтому написание такой статьи - поступок крайне безответственный. Кроме того, Станислав походя попытался оскорбить достойного человека, которого я хорошо знаю и уважаю - Александра Шантаева.
Я надеюсь, что Станислав написал данную статью без злого умысла и не по скудоумию. Буду рад увидеть его новый материал с достоверной, проверенной информацией и извинениями за собственную бестактность.
22.01.2008 09:44 // Евгений
Ужас. Попов развелось полно, а вот батюшек не хватает
21.01.2008 08:08 // Угличанин...
коментарий удален
21.01.2008 15:52 // Лука Лукич
Для целостности восприятия рекомендую прочитать сначала
часть I, затем II
21.01.2008 15:51 // Лука Лукич
Часть II

А отсюда следует Любопытное Наблюдение номер 4. Всем этим непотребством такие вот служители отворачивают людей от Церкви, и вместо того, чтобы искать поддержку у местной интеллигенции, которая, собственно то, и является, в данное время, основной опорой православия, восстанавливают ее против себя.
Интеллигенция – это, знаете ли, не те 2-3 кинорежиссера, 3-4 композитора и 4-5 художников, которые вьются в эмпиреях и время от времени имеют доступ к телу власти. Это те бедные библиотекари, униженные музейные работники, несчастные учителя по всей необъятной России,
которые пока и являются основной опорой культуры и нравственности. Пока. Так зачем же Церкви выбивать эту опору, или пиление сука, на котором сидим, и есть старая неискоренимая русская забава, перешедшая в традицию? Так зачем же, вместо того, что бы искать компромисс (как я не люблю это иноземное слово, куда приятнее наше «согласие», вслушайтесь: со-гласие…), а компромисс всегда предполагает взаимные уступки и, по крайней мере, терпимость и понимание позиции противной стороны, демонстрировать крайнюю агрессивность (a propos, вы не слыхали, каким тоном и в каких выражениях тот же приснопямятный о. Александр разговаривает со смотрительницами музея, которому принадлежит храм? Какая уж тут любовь к ближнему…), неуважение и неприязнь к тем людям, которые сберегли для нас все те ценности, материальные и духовные. Да, церковь то у нас формально отделена от государства, и чего это оно (государство) так легко раздает направо и налево эти ценности? Я не против государства (Государство – это я!), я против того, что бы эти сокровища попадали в руки таких «отцов», как о. Александр. Боюсь, как бы эта бесконтрольная передача неимоверных по своей величине ценностей не добавила бы работы таможенникам – ведь все разворуют, продадут и увезут… За державу обидно!
Любопытное Наблюдение номер 5. К сожалению, Углич не первый, и, увы, наверное, не последний в ряду рейдерских захватов РПЦ. Сначала Кострома, только что подобную операцию успешно провели в Рязани, теперь Углич, кто на новенького? Доколе? А происходит это все с непосредственной санкции руководства Агенства по культуре и кинематографии (ума не приложу – как это можно культурой руководить? Помогать – можно, вредить – то же, но руководить…). Ну конечно, гораздо приятнее вскидывать ноги в канкане на экране телевизора и возопиять «Жыызнь прееееекрааасна!», чем заниматься действительно полезным для общества делом.
P.S. Последнее на сегодня Любопытное Наблюдение. Швыдкой – это уже даже не явление, это диагноз.
21.01.2008 15:48 // Лука Лукич
Часть I
Любопытное Наблюдение номер 1. Спасо-Преображенский Собор был построен на добровольные пожертвования угличан, являлся главным храмом города и никогда не был приходским, а службы в нем совершались только по большим праздникам. Так что перед тем, как передать сей храм под личную домовую церковь о. Александра, не худо было бы спросить и мнение современных угличан, которые и до сих пор являются и потомками, и наследниками тех славных досточтимых мужей, коии возводили собор, согласны ли они на это.
Любопытное Наблюдение номер 2. О душе ли паствы, в данном случае, беспокоится вышеупомянутый о. Александр и РПЦ в его лице? Да и той паствы на службу приходит 1-2 человека и то иногда, а то и вовсе службы отменяются по причине отсутствия оной… Отнюдь.
Сказано же: «Зри в корень!» А корень здесь простой – только деньги. Бааальшие деньги. Да-да, весь сыр-бор расшумелся исключительно из-за того, что это весьма доходное место, где можно бесконтрольно, неподотчетно иметь большой гешефт. В летние месяцы турист идет плотным косяком, и не 6-7 теплоходов в день, это бывает за один раз, а до 17! А ну-ка, закиньте сеточку, да бросьте приманочку, это ж сколько бабла можно состричь за раз? Вот то-то. И службы превращаются, прости Господи, в некое шоу на потребу праздной публики, где главное действующее лицо – золотой телец (или маммона, кому как удобно). "Не можете служить Богу и маммоне"! (Мф 6:24)
Скверно-с.
Любопытное Наблюдение номер 3. Какой там еще «рефлексирующий интеллигент»! Эта новая социальная порода гешефтмахеров от церкви! Я не говорю о тех действительно подвижниках, помогай им Господь, которые в сельской глуши на свои и мирские медные копейки восстанавливают поруганные храмы, несут свет Истины в темные, невежественные и вечно пьяные души наших бедных соотечественников. А чем же отличается о. Александр и иже с ним
от новых русских? Только тем, что иногда надевают соответствующее облачение для производства действа, указанного выше. Все остальные аксессуары – типа малиновый пиджак (в данном случае кожан с заклепками), златые цепи, иномарки, ноутбуки в алтаре, публично-показательные целования а-ля Дон Корлеоне, ну и далее по списку – имеют место быть. Противно.

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий