Дрожащий воздух и светлая печаль…
02.04.2007 // Культура
Я не претендую на объективность. Я даже не уверена, что художник изобразил именно это. Я просто рассказываю свое субъективное мнение. Мое видение. Тонкий чистый контур, дрожащий воздух, во всем необыкновенная легкость, гармоничность и светлая печаль. Все очень ясно и понятно, мир, существующий в единой живописной плоти. И при этом предчувствие конца, жалость утраты, ностальгия по уходящему и уже ушедшему. В соединении грусти и света рождается особая мудрая красота. Именно так я вижу акварели Михаила Кабанова, чья выставка открылась недавно в Угличском историко-архитектурном и художественном музее. Просто влюбилась в их мягкий свет и трогательную зыбкость. А эмоциональное содержание масляных полотен вдруг оказывается еще сложнее и богаче и вызывает целый ряд ассоциаций…
- Когда я смотрела на ваши работы, первое, что меня поразило, - это полное отсутствие людей на картинах. Пейзажи живут собственной жизнью, и кажется, что здания - это не постройки рук человеческих, а просто часть природы… У меня почему-то создалось такое впечатление, что ваша тайная мечта - кресло-качалка где-нибудь в глуши, и ни одной живой души рядом. Вы отшельник?
- Нет! Совсем нет. Я не дикарь, — смеется Михаил. - А людей писать просто не хочу. И потом, это небольшие пейзажи, в них нет необходимости в присутствии людей. Вот если бы была какая-то большая жанровая картина... Да и не умею, наверно. Вот, дети уже выросли, а я их так ни разу и не писал. Сначала побаивался, из суеверия, а теперь - поздно.
- Когдая смотрю на ваши натюрморты маслом и на акварели, у меня создается впечатление, что писали их два разных человека. Это какой-то эксперимент?
- Натюрморты сами по себе строже, у них должно быть точно продуманное построение, они и подразумевают «копание» в фактуре, в структуре предмета. Его хочется потрогать изнутри. А акварель - техника эмоциональная, в ней не надо «углубляться» в предмет, нужно просто изобразить, передать настроение - а ля прима.
- Если честно, я не очень люблю натюрморты. Ну, не завораживают онименя. Но ваши - понравились. Они похожи на мозаику. Или витраж. Кажется, что смотришь на предмет через разбитое синее стекло. Вроде бы все живое, натуральное, но какое-то ощущение нереальности, сказочности присутствует.
- Это такая техника - специальные рельефные краски, мастихин. Немного нарочитая. Просто захотелось попробовать себя в такой манере, поломать формы. Здесь, вероятно, что-то и от кубизма, и от футуризма. Но это не первый эксперимент. У меня есть старые работы, они тоже сделаны в подобном ключе.
- Расскожитемне о своих ночных пейзажах Углича. Я много слышала о них, но не видела.
- Было несколько таких работ. Но сегодня у меня ничего из этого цикла не осталось. Последнюю работу купила москвичка, при очень странных обстоятельствах. Она увидела репродукцию в путеводителе Виктора Ерохина. Приехала сюда, нашла меня и целый день уговаривала, чтобы я ее продал. Я уже плохо помню, но писалось все «на нерве», была ночь, первая любовь, было очень плохо... Ну, и видимо какие-то душевные струны попали у нас в унисон.
- Жалко было расставаться с картиной?
- Немного. Сначала колебался, продавать или нет. Но эта дама - коллекционер, у нее более ста работ, вот и решился.
- Вы с детства знали, что будете художником?
- Я пошел в художественную школу уже взрослым человеком, в семнадцать лет. Это был первый год преподавания, был всего один класс, дети разного возраста. Как раз на днях отметила юбилей моя первая учительница Галина Алексеевна Волова. Потом поступил в Ярославское художественное училище, и сомнений в выборе жизненного пути больше не было.
- Вы довольны этим своим выбором?
- Да. Конечно, сейчас трудновато - как, впрочем, и всей стране. Но я ни разу не пожалел, что связал свою жизнь с изобразительным искусством.
- Вы романтик?
- Нет, я реалист, здоровый, прагматичный. И вот я снова смотрю на легкой дымкой подернутые пейзажи, на дома, словно висящие в воздухе, и думаю, что Михаил немного не прав. Не может быть прагматистом человек с таким чистым сказочным взглядом на мир.
Однако… Я не претендую на объективность.
А ля прима - техника письма акварелью «за один раз». Это быстрое письмо по мокрой бумаге.
Мария Ларина
Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=2839