Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Культура » 2011 г. » Февраль » 11 » Верхневолжье. Сельские храмы...

Верхневолжье. Сельские храмы...

11.02.2011 // Культура

В Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 2 февраля открылась выставка работ угличского фотохудожника Виктора БОРОДУЛИНА. Угличане помнят его первый проект «Храмы Угличского уезда», который был показан в городском музее в 2009 году. Снимки привлекли зрителей, стали предметом живого и долгого обсуждения. Нынешняя экспозиция для автора одиннадцатая, его работы были представлены не только в Угличе, но и в Ярославле, Кашине, Калязине. Темы разные - пейзажи и лица, праздники, реконструкции исторических событий, архитектура.

Проект «Сельские храмы Верхневолжья» готовился около полутора лет. Было сделано несколько тысяч снимков - фасады, особенности стиля, детали, росписи и их фрагменты:. Они составили в итоге настоящий архив. Потом из массива надо было (ну, почти как скульптуру из каменной глыбы) извлечь выставку. По принципу необходимого и достаточного, откладывая лишнее, даже когда жалко. Собранные вместе, составленные в последовательность, изображения живут по другим законам - удерживают внимание зрителя, заставляют возвращаться, сравнивать, спрашивать.

И вот более восьмидесяти фотографий разместилось в обширном выставочном пространстве здания бывшей биржи на берегу Волги. Снимки не только тщательно отобраны, но и хорошо аннотированы, зрителю предоставлены необходимые данные о времени и месте постройки, о ее стиле и особенностях. Тема соединяет волжан - Углич и Рыбинск, Ярославскую губернию и Тверскую. У нее, темы, как и у реки, обнаруживаются свои глубины и повороты. На открытии выставки заместитель директора Угличского музея Виктор ЕРОХИН говорил о значении представленного проекта. Сельская храмовая архитектура мало изучена и документирована, нет старых снимков, не осталось чертежей, утраты велики и невосполнимы. А ведь жители соседних губерний строили по-разному - Тверь была ориентирована на Петербург, ярославцы хранили верность московской старине. Документальность этих фотографий имеет большую ценность для тех глав истории архитектуры, которые еще предстоит написать.

Сам автор рассказал зрителям о своей работе и подчеркнул, что, рассматривая храмы, он «остановился на архитектурной, на культурной составляющей». В этих постройках «квинтэссенция лучшей строительной мысли своего времени». Усадьбы разрушены, деревянные постройки не сохранились, в городах многое переделано и искажено, остались села. Вначале была очень простая мысль - что вообще видел здешний житель в течение жизни? Хлев, поле, тяжелая работа, редкие праздники. Рождение, венчание, смерть. И храм - краски росписей и икон, свечи, пение. Архитектура - такого слова прихожане не произносили, но саму-то ее видели. Тут «собиратель храмов» сделал для себя важное открытие: оказалось, что признанные столичные архитекторы охотно строили в провинции. Карл Бланк, Осип Бове - их работы: практически рядом с нами, только надо отъехать километров на двадцать от города, отойти от экскурсионных стереотипов. И вот тут... «В зарослях двухметрового борщевика стоят шедевры, которые разрушаются».

Надо сразу отметить, что распознавание шедевров в руинах, поросших бузиной и крапивой, возможно только при хорошей «книжной» подготовке. Вообще же, в основе успеха проекта три составляющих - умение видеть, желание читать и готовность добраться до объекта. Объекты - они, как выяснилось, тоже разные. Силы притяжения и неприятия (к счастью, редко), игры погоды («Есть один храм, я снимал его пять раз»), минутный просвет в серых облаках, люди, живущие у старых стен, или птицы под сводами, мертвые бабочки, покрывшие дощатый пол, - раньше такие вещи сохраняли в каких-нибудь путевых заметках. Интересно, возможен ли «бортовой журнал» в машине?

А если серьезно, то В.В. Бородулину уже пора говорить о книге - толстой или тонкой, но обязательно полной и иллюстрированной. Это должно стать перспективой проекта, его естественной целью.

Значение всей этой антологии сельских храмов гораздо шире чисто исторической или архивной ценности. Знать - важно, но куда важнее любить и всматриваться в эти уходящие черты. Зрители опять, как это было на выставке в Угличе, смотрят и возвращаются к старым вопросам. Почему все это строили, выбирая лучшие места, украшая и любуясь, почему оставили потом на волю времени и непогоды, почему рушили своими руками?

Как и десятки лет назад, над куполами плывут сияющие облака, на стены ложатся тени разросшихся деревьев, но дверные проемы заросли или обрушены, а в проломы сводов видно небо. И перед длинным рядом фотографий не оставляет мысль, что вот этот ангел отличного письма, эта колонна, свод, купол, наличник каждый день что-то теряют, убывают, уходят.

Выставка в Рыбинском музее будет открыта в феврале и марте. Директор музея Сергей ЧЕРКАЛИН высоко оценил проект угличского фотохудожника. Он сказал, что сам с большим интересом посмотрел эти снимки и уверен, что выставка доставит радость всем посетителям музея. Хорошо, если среди них будут и угличане.

Светлана КИСТЕНЁВА
Фото Алексея СУСЛОВА
Источник: Угличская газета
Число просмотров: 4514

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=7859

Дата Период

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий