Информационный портал
Угличского муниципального района
версия для
слабовидящих
16+
Главная » НОВОСТИ » Туризм » 2009 г. » Июнь » 19 » Музейный фестиваль: усадебные подлинники, турки и «многоуважаемый шкаф»

Музейный фестиваль: усадебные подлинники, турки и «многоуважаемый шкаф»

19.06.2009 // Туризм

Главное, что нас узнавали.

Не нас, сотрудников музея на выставочном стенде в большом павильоне ВДНХ, - узнавали Углич. Уже на второй день стало ясно, что все прохожие на выставочной «улице» делятся на тех, кто бывал в Угличе, и тех, кто туда (ну, сюда) собирается.

И те, и другие задерживались, одни вспоминали, спрашивали - что изменилось, каким стал город их давних отпусков и каникул. Другие практично выясняли, как ехать, где остановиться, что смотреть.

Выставка «Интермузей-2009» оказалась меньше по числу участников, чем в прошлые годы, но все равно, это был очень населенный пункт, составленный из музеев. На одном углу Третьяковка, на другом Эрмитаж, в переулках ряды подмосковных музеев, поодаль фирмы – производство оборудования, реставрация, оформление картин, музейные перевозки. На стенде «Дома Булгакова» (интерьер «нехорошей квартиры») можно было посмотреть фильм «Собачье сердце», рядом раскрашивали лубки, напротив мастер-класс по надеванию сари и запах сандала, музей московского зоопарка привез некое животное (оно где-то пряталось, потому что сосед, Музей мирового океана, привез как раз судовой колокол и все в него били).

 

Конечно, зрители шли и им радовались. Но главным было общение с близкими и дальними коллегами. Белгородцы предложили нам обмен выставками, сотрудники музея в Коломенском пригласили на экскурсию в фонды, шел обмен изданиями и опытом, одних объединяли общие планы, других (мы и Рязань) общие проблемы.

Среди этого подвижного многообразия предстояло напомнить о нашем городе и его старинном музее, а при удаче и вызвать к ним новый интерес. Первые и самые близкие ассоциации окружающих связаны, понятно, с историей Димитрия и городскими древностями. Мы бодро «обманывали ожидания»: темой года стал последний проект художественного отдела «Именем Екатерины Великой», материал одной из старейших частей музейного собрания – вещи из дома Кутузова, из усадьбы его потомков.

По выражению В.С.Турчина, «история отдыхает в усадьбе»: остывают политические страсти, всплывают в памяти детали, устные рассказы становятся мемуарами. История отдыхает… в кресле.

Теплое дерево старых кресел принимало в уютные объятия и читателя, и рассказчика и слушателя с их воодушевлением, вниманием, иронией, спорами. В сумерках звенел колокольчик, вносили свечи, блики бежали по рамам на стенах. Кресло и лакейская ливрея с гербами, знак размеренности и семейной традиции, - так мы представили себе усадебный быт. Вещи из «большого барского дома» в Шишкино стали осью историко-художественной интриги. Но кресло нуждалось в реставрации, и у ливреи уже лет пять как отпоролись аксельбанты, а потом и другое, - после «известных событий» в Эрмитаже из музея без долгих согласований и булавки не вывезти. В другой-то город…

 

Кресло и ливрея, реставрированные и чинные, выезжали в Москву дважды – на открытие и на презентацию (надо было видеть лицо музейного водителя, когда кресло «садилось» на заднее сидение форда, хотя тут, конечно, чего не бывает). К счастью, когда к угличскому стенду пришло жюри номинации «Наука в музее», обе знаковые вещи успели встать и принять вид. Это был кабинет в Шишкино. Фоном стала увеличенная до размеров комнаты акварель, где старая мебель и россыпь миниатюр на зеленой драпировке, где на столе бронзовый колокольчик, а на кресле забыта шаль.

Кресло Для Отдыха Истории придвинулось к «акварельной» мебели – на нем мерцающая шаль и книги в кожаных переплетах, у ножек фигурки солдатиков в суворовских мундирах. За ним (на старой шторе из отдела иконописи) рамы и рамки с репродукциями. Ливрея на манекене встала поодаль, вблизи нарисованного колокольчика на нарисованном столе. Мы были готовы защищать свое понимание «науки в музее».

Старые «османские» акварели из дома Кутузова (угличане видели их на выставке в феврале-мае прошлого года) были реставрированы и тщательно изучены. Внимательному зрителю они открывали широкие горизонты истории русского искусства, екатерининской дипломатии и потемкинской разведки.

…В 1792 году Кутузов стал ключевой фигурой в игре императрицы на обширных полях русско-турецкой политики. К миссии чрезвычайного посла в Стамбул его готовила сама Екатерина, они вместе просчитывали демонстративные и тайные шаги - «небрежные», временами скандальные и всегда безошибочные. От нее Кутузов получил особое право - по своему усмотрению действовать ее именем. 

В огромной, чуть не в семьсот человек, свите посла были спрятаны специалисты-топографы, готовившие карты Балкан и Османской империи (кто сказал: «карты – валюта истории»?). Художник-видописец складывал в папки такие модные в то время сувениры вояжа, виды городов и античных руин, а еще – крепостей и берегов с четкими ориентирами. Гавриил Сергеев, воспитанник Академии художеств, в чине поручика значится в списках посольства в ряду военных специалистов. Все их работы – карты и виды тоже – готовились для представления императрице.

Акварели Сергеева – виды Балкан, Турции, Египта – стали для М.И.Кутузова памятью о его дипломатической победе, о ловко разыгранном «стамбульском гамбите», где он был расчетливым и изобретательным ферзем Екатерины.

Зрительные впечатления от акварелей вели к книгам и документам, а найденные там сведения и смыслы требовали - как бы это сказать? - визуализации. За защитой проекта следовало представление темы для зрителей и коллег. Может, зря мы отказались от большой сцены. Там спел ансамбль «Ковчег» (спасибо им, их голоса уже часть имиджа Углича), мы же ушли на свою узкую, как восточные переулки, «ярославскую улицу» (все музеи губернии рядом). Стамбульский гамбит разыгрывали среди зрителей. Их собралось не так уж много, но нас поняли. Театр был почти домашним: музейные реставраторы и московский дизайнер обратились в турок, профессиональный актер стал художником, который пишет себе вид города под бдительным оком янычара. Зрители получали непонятные кусочки будущей картины и «незаметно» передавали их художнику, так сложился оборот сувенира - карта города и стратегического Босфора. Результат был явлен зрителям под музыкальную тему Джеймса Бонда, впрочем, ее сразу сменило более близкое – «Не думай о секундах свысока». Как посвящение деятелям русской разведки – Потемкину, Кутузову (и чуть заметный поклон Екатерине)…

Конечно, мы не соперники большим музеям, у них возможности, костюмы, режиссура. Да и наш проект - несколько статей, «Османский альбом», выставка – рядом с увесистыми каталогами Павловска и Третьяковки вроде бумажного кораблика среди крейсеров и броненосцев. И все-таки его вели те же большие ветра и течения. Музейный проект получил специальный приз.

На торжественном закрытии фестиваля Инженерно-коммерческий центр «Раритет» (Санкт-Петербург) отметил оригинальную интерпретацию редкого материала своим ежегодным призом. Центр, один из самых известных производителей оборудования для музеев и архивов, существует два десятка лет, в числе его учредителей – Русский музей. Председатель Совета директоров Александр Иванович Носков вручил на сцене «Новой Оперы» директору Угличского музея В.В.Денисову фотографию шкафа-драйвера для хранения графики и документ на получение самого оригинала.

«Многоуважаемый шкаф» прибыл в Углич в дни, когда музей отмечал (работой и еще раз работой) свое 117-летие. Пока мы еще думаем, куда его, в экспозицию, как демонстрационную витрину, или в фонды, для самого ценного. И огромное спасибо «Раритету» за признание качества нашей работы, за подарок - осязаемый знак новых возможностей в музейном деле. Такое оборудование мы только что рассматривали на стендах наших и немецких фирм, ну вздыхали, фотографировали.

А в работе с «османскими акварелями» открылись прямо-таки широкие горизонты. В июле выставка отправится в Рыбинский музей, проявили к ней живейший интерес и коллеги-ярославцы. Потом надо составлять календарь выставок для Москвы - для Музея личных коллекций и Центрального музея вооруженных сил. У каждого из них свой круг посетителей, и все-таки это будет две экспозиции со своими акцентами, чуть измененным составом вещей и разным информационным обеспечением.

…Что ж, фестиваль закончен, подлинники вернулись в фонды, «шишкинский кабинет», ждет места в постоянной экспозиции. Там музей представлял город, здесь собирал вокруг своей темы горожан. Выставочный образ Углича строился множеством разных людей. Сложную съемку акварели для увеличения в десять раз тщательно сделал А.В.Нитецкий, турецкие костюмы по мотивам рисунков придумала и подготовила Татьяна Дубова, карту Углича «на пергаменте» предоставил Н.А.Большаков, репродукции для кабинета превратил почти в оригиналы А.Н.Ахлестин, целая «группа товарищей» решала, казалось, невыполнимую задачу – адаптировать презентацию музея к демонстрационной панели. Для нас копировали фильмы и писали фонограмму «Джеймса Бонда», прорисовывали музейного грифона и искали подлинный египетский бубен для колорита, «Ковчег» провел целый день в пути и в московских пробках ради четырех песен на сцене (но как их потом вспоминали!). Солдатики в «екатерининской» форме (авторы В. и С.Пановы) привлекли какое-то ажиотажное внимание музейщиков из очень разных мест – до Сибири, их просто оборонять приходилось.

Классическая формула: музей собирает, хранит и экспонирует вещи. Ну, вроде, перекладывает их с места на место, глубокомысленно рассматривает и безостановочно  считает. Или иначе: музей собирает людей вокруг вещи, чтобы вместе посмотреть другими глазами – на вещь, на время, на себя…

Число просмотров: 6170

Постоянный адрес новости http://uglich.ru/news/?newsid=5171

Дата Период
23.06.2009 10:55 // Читатель
Автор - Светлана Владимировна Кистенева, старший научный сотрудник Угличского историко-архитектурного и художественного музея.
22.06.2009 09:13 // Читатель
Прекрасная статья, но кто автор?

Написать комментарий к новости

Ваше имя
Пожалуйста укажите имя
Email для ответа
Пожалуйста заполните
На сайте не публикуется, необходим для того, чтобы мы при необходимости могли Вам ответить
Комментарий
Пожалуйста напишите комментарий