Режим работы
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации (далее ЧС) решением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) в пределах подведомственной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС : режим «повседневная деятельность» , режим «повышенная готовность» ( при угрозе возникновения ЧС), режим «чрезвычайная ситуация» (при возникновении ЧС).
I. Работа КЧС и ОПБ в режиме « повседневная деятельность»
1. В этот период основными мероприятиями являются:
а) поддержание органов управления и сил Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС в готовности к действиям;
б) разработка, своевременная корректировка и уточнение «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера Угличского муниципального района» и других документов планирования, а также проверка их реальности в ходе учений, тренировок и занятий;
в) изучение потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных действий, прогнозирование ожидаемых потерь и разрушений при возникновении ЧС;
г) организация постоянного наблюдения и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
д) осуществление взаимного обмена информацией между вышестоя-щими, подчиненными и соседними органами управления;
е) совершенствование подготовки органов управления Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС, сил, средств и населения к действиям при ЧС;
ж) планирование и выполнение целевых, научно-технических про-грамм и мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению защиты насе-ления, сокращению возможных потерь и ущерба, повышению устойчивости функционирования объектов экономики, организаций и учреждений при возникновении ЧС;
з) создание, восполнение и поддержание в готовности чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
и) осуществление контроля за выполнением мероприятий по преду-преждению и ликвидации ЧС;
к) своевременный доклад Главному управлению МЧС России по Ярославской области об угрозе или возникновении ЧС и проводимых мероприятиях.
Работа КЧС и ОПБ в режиме «повседневная деятельность» произво-дится в соответствии с функциональными обязанностями ее членов.
Главной целью работы КЧС и ОПБ в режиме « повседневная дея-тельность» является организация защиты населения и территорий.
2. Планирование мероприятий по защите населения осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и глубокого анализа обстановки, которая может сложиться на территории Угличского муниципального района при возникновении ЧС, а также учета местных условий, влияющих на их организацию.
Оно должно предусматривать:
- выполнение всего комплекса мероприятий по защите населения;
- обеспечение защиты при различных ЧС, в том числе самых тяжелых;
- выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий, их рациональное использование.
Основным планирующим документом является «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Угличского муниципального района», который является руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении ЧС. Этот план должен быть увязан с программами экономического и социального развития района, объектов экономики, с мероприятиями военного командования. В нем, прежде всего, решаются вопросы защиты населения от ЧС, сохранения продовольствия, пищевого сырья и источников водоснабжения, материально-технического и финансового обеспечения.
3. Мероприятия по защите населения включают:
- подготовку органов управления и сил;
- обучение населения действиям при угрозе и возникновении ЧС;
- создание запасов материально-технических средств.
4. Подготовка органов управления заключается в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на защиту населения, надежное управление силами в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
5. Готовность органов управления и сил к действиям в ЧС обеспечи-вается:
- укомплектованием КЧС и ОПБ, ее оперативных групп и сил личным составом;
- оснащением органов управления и сил техникой и имуществом;
- содержанием техники и имущества в готовности к применению;
- совершенствованием организационно-штатной структуры;
- обучением личного состава органов управления и сил;
- постоянным контролем за состоянием их готовности.
6. В повседневной деятельности КЧС и ОПБ руководствуется своим планом, составляемым на год.
7. Обучение всех групп населения организуется и проводится по ме-сту работы (учебы, жительства) с целью дать людям определенный объем знаний, привить практические навыки в эффективном применении средств и способов защиты.
Неработающее население обучается путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм.
В результате обучения население должно знать сигналы оповещения, характеристики поражающих факторов при различных ЧС, способы и средства защиты, места укрытий. порядок эвакуации (временного отселения), правила поведения в зоне (очаге) поражения, затопления, а также уметь действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготовлять простейшие средства защиты органов дыхания, своевременно занимать защитные сооружения, предохранять продукты питания и воду, оказывать само- и взаимопомощь при поражениях, защищать семью, окружающих и обеспечивать их безопасность, пресекать случаи гра-бежей, мародерства и другие нарушения законности.
II. Работа КЧС и ОПБ при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций - режим «повышенная готовность»
1. Мероприятиями в режиме «повышенная готовность» являются:
а) приведение в готовность КЧС и ОПБ, органов управления ГО и ЧС, систем связи и оповещения, усиление дежурно-диспетчерской службы;
б) введение усиленного режима работы с круглосуточным дежур-ством руководящего состава КЧС и ОПБ, органов управления ГО и ЧС, дежурных смен;
в) своевременное представление докладов в вышестоящие органы управления Ярославской области, информирование подчиненных и соседей о сложившейся обстановке и возможном ее развитии;
г) уточнение принятых решений и ранее разработанных планов;
д) усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
е) прогнозирование возможной ЧС, ее последствий и масштабов;
ж) принятие мер по защите населения, окружающей природной среды и повышению устойчивого функционирования объектов экономики;
з) приведение в готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации угрозы возникновения ЧС, уточнение им задач и при необходимости выдвижение в район возможных бедствий;
и) проверка готовности предприятий и объектов жизнеобеспечения населения к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой;
к) организация и контроль за предварительными мерами по защите населения, снабжению средствами индивидуальной защиты и повышению устойчивости функционирования предприятий и объектов жизнеобеспечения.
2. Члены КЧС и ОПБ (орган управления ГО и ЧС) оценивают сло-жившуюся обстановку, прогнозируют ее возможное развитие, готовят данные для принятия решения председателем КЧС и ОПБ на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду. На основе анализа обстановки и принятого председателем КЧС и ОПБ решения вносятся необходимые уточнения в планы действий.
3. Кроме того, КЧС и ОПБ (орган управления ГО и ЧС):
а) уточняет задачи подразделениям наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), общей и специальной разведки;
б) проверяет готовность подчиненных органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности, предназначенных для действий в экстремальных условиях, отдают необходимые распоряжения;
в) при необходимости высылает оперативную группу (ОГ) в район ожидаемой ЧС для организации управления и проведения работ по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;
г) уточняет вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность и возможности, пункты дислокации, объекты, районы предстоящих работ;
д) готовит предложения о создании группировки сил Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС в районе возможной ЧС, по организации управления и мерах обеспечения;
е) разрабатывает (уточняет) план действия сил в районе возможной ЧС, организации управления и мерах обеспечения;
ж) организует слаживание (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;
з) докладывает старшим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.
III. Работа КЧС и ОПБ при возникновении чрезвычайной ситуации – режим «чрезвычайная ситуация»
С возникновением ЧС председатель КЧС и ОПБ вводит режим «чрезвычайная ситуация» и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных «Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера Угличского муниципального района».
1. Основными мероприятиями, проводимыми КЧС и ПБ в режиме «чрезвычайная ситуация», являются:
а) выполнение мероприятий режима «повышенная готовность», если они не проводились ранее;
б) перевод КЧС и ОПБ (органов управления ГО и ЧС) на круглосу-точный режим работы;
в) организация защиты населения;
г) доклад вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях, информирование подчиненных и соседей;
д) выдвижение оперативных групп в район ЧС для непосредственного руководства проведением аварийно спасательных и других неотложных работ;
е) выдвижение органов управление, сил Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС и других привлекаемых сил в район бедствия;
ж) определение границ зоны ЧС;
з) организация и руководство аварийно спасательными и другими неотложными работами;
и) выполнение мероприятий по устойчивому функционированию предприятий, учреждений и организаций, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
к) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях;
л) оценка масштабов ущерба.
2. Председатель КЧС и ОПБ при угрозе или возникновения ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения.
В последующем, с прибытием в район ЧС, уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением аварийно спасательных и других неотложных работ. Его рабочим органом в районе ЧС является оперативная группа.
3. В результате уяснения задач, оценки обстановки и проведенных расчетов
председатель КЧС и ОПБ определяет:
- замысел действий;
- задачи подчиненным силам Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС и другим привлекаемым силам, эвакуационной комиссии, функциональным звеньям (службам ГО);
- основные вопросы взаимодействия;
- задачи видам обеспечения.
4. Уяснение задачи (предстоящих действий) производится председа-телем КЧС и ОПБ в соответствии с учетом обстановки, прогнозирования ее последствий, “Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Угличского муниципального района» и указаниями Главы района ( председателя КЧС и ОПБ области).
Председатель КЧС и ОПБ должен четко представить:
- характер и сложность задачи;
- объем работ, место и роль подчиненных органов управления, сил Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС при решении задач;
- возможность дальнейшего осложнения ситуации.
Председатель КЧС и ОПБ производит расчет времени, определяет метод и режим работы КЧС и ОПБ и других органов управления ГО и ЧС. Решает, какие, кому отдать предварительные распоряжения и какие провести экстренные меры по защите населения и ликвидации ЧС. Устанавливает время готовности сил к предстоящим действиям. Затем председатель КЧС и ОПБ с привлечением необходимых ему должностных лиц приступает к оценке обстановки, определению замысла и принятию решения.
5. При оценке обстановки председатель КЧС и ОПБ уясняет:
а) характер и сложность ситуации в очаге поражения, возможное ее развитие (прогнозирование) и ожидаемые последствия;
б) состав, дислокацию и состояние сил Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС, взаимодействующих сил, их укомплектованность, обеспеченность и возможности по ликвидации ЧС, какой необходимо создать резерв сил и средств, его предназначение;
в) наиболее важные объекты экономики (районы бедствия), где необходимо сосредоточить основные усилия по ликвидации ЧС;
г) степень разрушения жилых домов, предприятий и объектов экономики;
д) возможную радиационную, химическую, биологическую (бакте-риологическую), эпизоотическую, инженерную, пожарную и другие виды обстановки;
е) предварительные данные о потерях персонала предприятий, населения и о причиненном материальном ущербе;
ж) ориентировочный объем предстоящих работ и какие первоочередные мероприятия необходимо провести по защите населения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, отселение);
з) влияние на выполнение задач характера местности, дорожной сети и маршрутов выдвижения, метеорологических условий, времени года, суток; температуры воздуха, направления и скорости ветра, характера осадков, прогноза погоды.
При оценке обстановки анализируются только те элементы, которые необходимы для принятия решения.
6. Замысел действий вырабатывается одновременно с оценкой об-становки, в которой председатель КЧС и ОПБ определяет:
- какие работы, мероприятия и в какой последовательности следует их выполнить;
- направления сосредоточения основных усилий;
- какие силы и средства привлечь;
- порядок создания группировки сил и средств Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС и их использования.
7. В решении председателя КЧС и ОПБ указываются:
а) краткие выводы из обстановки;
б) объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;
в) состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС;
г) задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС, а также указываются задачи, решаемые силами Ярославской области (старшего начальника);
д) порядок всестороннего обеспечения;
е) организация взаимодействия и управления.
Решение председателя КЧС и ОПБ оформляется на карте (плане, схеме). К решению прилагается краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.
8. Задачи до подчиненных органов управления и сил Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС доводятся приказами и распоряжениями. Способы доведения задач до подчиненных (по средствам связи, по АСУ или устно с обязательным письменным подтверждением) определяется председателем КЧС и ОПБ (начальником органа управления ГО и ЧС).
9. В приказе председателя КЧС и ОПБ излагаются:
- краткие выводы из обстановки;
- состав привлекаемых сил и средств и замысел действий;
- в приказной части отдельными абзацами излагаются задачи подчиненным, порядок представления докладов о ходе выполнения поставленных задач;
- с какого времени и где будет находиться председатель КЧС и ОПБ, место пункта управления;
- заместители и дублирующие органы управления.
IV. В ходе проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ (АСи ДНР) КЧС и ОПБ о б я за н а:
- поддерживать устойчивую связь с вышестоящими и подчиненными органами управления. в том числе с оперативными группами, развернутыми в зоне ЧС, соседними районами;
- постоянно осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывать Главе района (председателю КЧС и ОПБ области) расчеты, выводы и предложения;
- осуществлять оценку объема и характера предстоящих АСиДНР, вести учет их выполнения;
- создавать благоприятные условия для результативной деятельности председателя КЧС и ОПБ по организации и руководству работами, готовить необходимые данные и расчеты для уточнения им решения или принятия нового;
- обеспечивать поддержание непрерывного взаимодействия между органами управления, силами Угличского районного звена областной подсистемы РСЧС, а также между взаимодействующими и соседними органами управления;
- вести учет потерь населения, личного состава и техники, принимать меры по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;
- своевременно докладывать в КЧС и ОПБ области о принятых решениях, поставленных подчиненным задачах и их выполнении.
V. Работа КЧС и ОПБ в ходе проведения мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
1. Мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуированного населения выполняются органами местного самоуправления с привлечением КЧС и ОПБ района.
2. С этой цель проводятся следующие основные мероприятия:
- временное размещение населения, оставшегося без крова;
- обеспечение людей продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
- создание условий для нормальной деятельности предприятий ком-мунально-энергетического хозяйства, транспорта и здравоохранения;
- организация учета и распределения материальной помощи;
- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпи-демических мероприятий;
- ликвидация последствий шоковых состояний, проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС;
- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.
3. Основными задачами КЧС и ОПБ по жизнеобеспечению населения является участие:
- в разработке местных программ заблаговременной подготовки территорий к жизнеобеспечению населения (строительство, реконструкция, техническое перевооружение предприятий, повышение их физической стойкости);
- в составлении планов развития служб жизнеобеспечения и обслуживания населения в районах эвакуации;
- в создании местных запасов продовольственных, материально-технических ресурсов жизнеобеспечения и контроля за их использованием;
- в разработке планов мероприятий по защите продовольствия, пищевого сырья, водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- в пополнении материально-технических ресурсов для восстановле-ния объектов жизнеобеспечения;
- в создании запасов реагентов для очистки питьевой воды и технических средств для очистки воды;
- в формировании подразделений по снабжению пострадавшего населения водой, продуктами питания, товарами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами и жильем;
- в составлении соглашений (договоров с отложенным сроком исполнения и гарантией оплаты) между Главой района и коммерческими структурами торговли, общественного питания по организации снабжения пострадавшего населения в зонах бедствия и районах эвакуации;
4. КЧС и ОПБ района при выполнении задач по жизнеобеспечению населения пострадавшего в результате ЧС руководствуется «Планом организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Угличского районного звена территориальной подсистемы РСЧС Ярославской области»
5. О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окон-чательных результатах представляются донесение в порядке, установленном постановлением Администрации Ярославской области от 20.12.2002 №216 «О Порядке сбора и обмена в Ярославской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Главы района от 10.02.2004 №103 «О порядке сбора и обмена в Угличском муниципальном округе информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».